Чья пятая точка ответит за аварийные дороги

Подрядчики ремонтируют аварийные ямы за свой счет. Финансисты мэрии закрывают на это глаза и не подписывают заявки коллег-дорожников на дополнительные 100 млн руб. из городского бюджета.

На днях корреспондент «Площадь СВОБОДЫ» по приглашению мэрии поучаствовал в объезде наших многострадальных дорог. Вообще, как объяснил заместитель руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта г. Тольятти Владимир Мамедов, представители местной администрации вместе с подрядчиками совершают подобные поездки не реже двух раз в неделю. Но в этом году водители ругают власти за дороги особенно громко и часто, так что в мэрии, прибегнув к помощи журналистов, решили еще раз наглядно показать населению, что «дорожные» чиновники не сидят сложа руки.

Пять лет без капремонта

Первое, на чем заострил внимание Мамедов, — в Тольятти общая площадь дорог, требующих ремонта, составляет около 2 млн кв. метров. Из них в ремонте по гарантии (в течение пяти лет) нуждаются лишь 140 тысяч кв. метров дорог. Это около 7%, что, в принципе, говорит о том, что подрядчики во время ремонта кладут на дороги достаточно качественный асфальт. По крайней мере в последние годы. К примеру, на Приморском бульваре, где асфальт положили 2 года назад, на сегодняшний день нет ни одной ямы.

Как рассказал Владимир Мамедов, капитальный ремонт дорог в Тольятти начали делать лишь в 2012 году, с приходом губернатора Николая Меркушкина, который стал выделять на эти цели значительные средства — по 800-900 млн рублей ежегодно. До этого, с 2006 по 2011 годы, когда у руля Самарской области стоял экс-президент АВТОВАЗа Владимир Артяков, деньги на капитальный ремонт и строительство дорог в Тольятти из областного бюджета не выделялись, что, по большому счету, и легло в основу ямочного коллапса, который мы сегодня наблюдаем. Так, во всяком случае, полагает Владимир Мамедов. При Меркушкине «дорожный провал», созданный в бытность Артякова, наверстывается, но не так быстро, как хотелось бы. К слову, соотношение дорог, не соответствующих ГОСТу, в Тольятти и Самаре одинаковое — примерно по 33%. Это в основном дороги, на которых ремонт не производился от 10-15 до 20 лет.

С ливневкой дорога целее

«Чем старее асфальтовое покрытие, тем больше оно подвержено образованию ям», — утверждают отраслевые чиновники. Есть и другой нюанс: лишь с 2014 года дороги в Тольятти стали закатывать асфальтом в два слоя. Это, например, Южное и Лесопарковое шоссе, улицы Шлюзовая и Матросова. Такое «усиленное» покрытие, по мнению специалистов, будет служить и пять, и восемь лет, а то и дольше.

А вот до 2014 года во время ремонта на дорогах Тольятти меняли всего один — верхний слой асфальта. Подобное однослойное покрытие, по словам дорожников, разваливается вдвое быстрее, особенно там, где нет ливневок. Дело в том, что именно гидроудары, с частыми колебаниями температуры воздуха от минуса в плюс и обратно, оказывают наиболее разрушительное воздействие на дорожное покрытие.

Лишь бы колеса не проваливались

Одна из самых «убитых» дорог в Тольятти — Московский проспект. Это признают и в мэрии, и в эксплуатирующей организации, которая отвечает за содержание городских магистралей. На асфальте здесь не осталось живого места от дыр, особенно в районе 1-го и 6-го кварталов. По данным мэрии, последний раз капремонт на Московском проспекте проводился в 2005 году. Асфальтовому покрытию более 10 лет — вот и результат. При этом в 2016 году ремонтные работы опять не запланированы, так что весной 2017 года, а то и раньше здесь, похоже, будет твориться нечто невообразимое…

С «воронками» на Московском дорожные службы воюют с начала нынешнего года, наспех заливая битумно-щебеночной смесью особенно большие ямы. По словам Владимира Мамедова, на проспекте за три истекших месяца в скоростном режиме «залепили» около 2000 кв. метров ям, лишь бы в них не проваливались колеса. Но практически столько же — около 1800 кв. метров «воронок» — образовалось заново. В связи с безудержной скоростью появления новых «кратеров» у водителей, возможно, и складывается впечатление, что дорогу вообще не ремонтируют. Но, как уверяет Мамедов, ямочный ремонт идет, правда, не так быстро, как хотелось бы. Силами шести работающих в городе ремонтных бригад удается залатывать ямы на площади 500-600 кв. метров в сутки. В мэрии при этом отмечают: если бы тот же Московский проспект или другие дороги не ремонтировали вообще, ям было бы уже в два раза больше.

Пузырятся водою заплатки

Утешает, что хотя бы гарантийный ремонт выполняется за счет компаний, которые делали эти дороги ранее. Но есть и плохие новости: бывшие подрядчики не спешат работать по претензиям мэрии, а одна из них и вовсе обанкротилась, так что, как говорится, ищи ветра в поле. По словам Мамедова, мэрия в результате претензионной работы за некачественный ремонт взыскала с подрядчиков около 1 млн рублей. Но это — капля море. Тем не менее в апреле, когда заработают асфальтовые заводы, в Тольятти начнется полноценный ремонт дорог так называемыми «картами». Карточные заплатки должны простоять минимум три года (по крайней мере, таков их гарантийный срок).

Тем временем корреспондент «Площадь СВОБОДЫ» во время объезда понаблюдал, как производится ремонт на дорогах, гарантия подрядных организаций на которые не распространяется. Это Московский проспект, улица Юбилейная, Ленинский проспект. С помощью фрезерного станка на колесах вокруг ямы выпиливают прямоугольник, выбивают его отбойным молотком, а затем из рециклера наливают туда горячую битумно-щебеночную смесь. Интересно, что дымящуюся смесь льют в мокрые углубления. Как сообщили нам подрядчики, температура смеси из рециклера — 300 градусов, так что смесь выпаривает из углубления всю влагу. Возможно, так оно и есть. По крайней мере, после того, как в яму кладут горячую смесь, на ее поверхности начинают активно шипеть и лопаться пузырьки. «Это вода выходит», — объяснили нам строители. Такая заплатка, по мнению дорожников, должна протянуть как минимум до лета…

В четыре раза больше

Ситуацию на дорогах Тольятти оценила и постоянная комиссия ТГД по городскому хозяйству. Как сообщил депутатам руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Павел Баннов, в соответствии с муниципальным контрактом «ЭкоСфера» в 2016 году должна была выполнить аварийно-восстановительный ремонт на площади 5000 кв. метров. По факту подрядчик уже перевыполнил план в два с половиной раза, причем за свой счет. В январе-марте нынешнего года обслуживающая городские дороги организация залатала ямы на площади 12500 кв. метров.

Ремонт дорог «картами» начнется, по словам Баннова, ориентировочно в середине апреля и продлится до конца мая. Причем муниципальный контракт говорит о том, что «карточная» система должна охватить в этом году 30000 кв. метров дорожного полотна, хотя по факту в таком виде ремонта нуждаются дороги общей площадью 121000 «квадратов», то есть в четыре раза больше предусмотренного бюджетом объема.

Впрочем, и «карты» вряд ли панацея. По словам Павла Баннова, в нормативных документах есть предельный размер такого вида ремонта — не более 50 кв. метров, что и делается в рамках дорожного содержания. В рамках непосредственно ремонтных работ «карты» могут быть и побольше, но превышение площади в 50 «квадратов», как показывает практика, зачастую является неэффективным. Дело в том, что новое «карточное» полотно в этом случае стоит, а старое, которое к нему примыкает, через год или два опять начинает разрушаться. И, как правило, разрушается именно в местах соприкосновения с новым.

Лить в воду — смешить народ?

— Основная причина большого количества ям на дорогах Тольятти состоит прежде всего в том, что в контракте на комплексное содержание магистралей заложено только 17% средств от существующего норматива, — объяснил Павел Баннов. — Во-вторых (и это самая главная причина), на протяжении предыдущих 10-15 лет дороги фактически не ремонтировались, делался только ямочный и аварийный ремонт. Сейчас мы устраняем аварийные ямы в срочном порядке. Но когда дорога стоит в воде, лить в нее горячий асфальт неэффективно, потому что вода охлаждает смесь и через пять минут жидкий асфальт превращается в комок. Как только сошел снег и установилась сухая погода, мы активизировались по ремонту максимально. В связи с последним снегопадом не успели выполнить работы в Автозаводском районе на Московском проспекте, улице Юбилейной и проспекте Степана Разина. В остальном в общем-то справились с задачей — все аварийные ямы, нормативные и ненормативные, были устранены именно с применением аварийно-восстановительного ремонта.

Слова руководителя «дорожного» департамента, похоже, слегка обескуражили председателя профильной думской комиссии Алексея Альшина. «Нам всегда говорили, что при аварийном ямочном ремонте жидкий асфальт можно лить в лужи, можно класть в снег. С чем же связано, что по Московскому проспекту сейчас практически нельзя проехать?» — обратился к главе ведомства депутат. «Это связано с тем, что не хватает средств, с тем, что нет литого асфальта, с тем, что дорога стояла в воде, — совокупность факторов повлияла. Смешить народ и лить асфальт в воду — поверьте мне, это не самый лучший вариант», — ответил Павел Баннов. «А как же технология аварийного ремонта, о которой и вы говорили, и министр, когда «льем в лужу» и «кидаем в снег»? Вы сейчас хотите опровергнуть это?» — настаивал Альшин. «Я хочу сказать, что при минусовой температуре существует технология аварийного ремонта», — стоял на своем руководитель департамента.

Заявки дорожников буксуют

Также Павел Баннов сообщил: на срочный аварийный ремонт дорог «картами» департаменту необходимо дополнительно 100 млн руб. Эта сумма, в частности, подтверждена соответствующим расчетом по каждой улице и каждой яме, который выполнен и представлен в городской парламент. «Выходите с изменениями в бюджет, выделяйте дополнительные средства, и дума их с удовольствием утвердит. Ни одного депутата не найдется, который будет против», — обратился к главе департамента Алексей Альшин. «Мы выходим с предложениями о внесении изменений в бюджет. Только наши заявления до думы не доходят», — констатировал Павел Баннов.
По всей видимости, заявки дорожников буксуют где-то в департаменте финансов, так как именно финансисты мэрии аккумулируют и направляют в гордуму документы о поправках в бюджет. А раз так, большой вопрос, кто же в конце концов ответит своей пятой точкой за многочисленные ямы на дорогах. Не исключено, что тольяттинские автомобилисты, «оставившие» в ямах десятки колес и подвесок, стройными рядами пойдут в суды и будут требовать возмещения материального вреда с собственников городских дорог, то есть с мэрии. И вот в этом случае отдуваться по исполнительным листам будет уже не дорожное ведомство, а именно департамент финансов, куда и поступают на оплату все решения судов, связанные с бюджетными средствами.

Шесть бригад выполняют аварийный ямочный ремонт дорог Тольятти: три — в Автозаводском районе, две — в Центральном, одна — в Комсомольском.

Мнение

Сергей Бричиков, заместитель генерального директора ОАО «ДРСУ»:

— В этом году зима была аномальной. В структуре дороги — гранитная крошка с добавлением обволакивающего элемента. Гранит сам по себе не изнашивается, но зимой, когда по такому асфальту ездят на шипах, шипы буквально выдирают гранит. Полотно сильно изнашивается от шипованной резины, образуя колеи до бетона. В этом плане щебеночный асфальт гораздо лучше гранитного. Щебеночный изнашивается равномерно.

Владимир Мамедов, заместитель руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии Тольятти:

— Контракт на содержание дорог подразумевает: если даже у организации не будет денег, не будет штанов и трусов, они, подписав контракт, все равно обязаны заделывать хотя бы аварийные ямы глубиной более 4 см и 30х60 см по сторонам. Не надо рассказывать, что была плохая погода, было еще что-то. Есть контракт. Если у подрядчика нет денег или нет асфальта, пусть садится в эту яму своей пятой точкой, чтобы автомобили ездили по нему!

Владимир Черепков, начальник участка ЗАО «Экосфера»:

— Ямочный ремонт стоит дороже, потому что он более трудозатратен: нужно привезти маленькую фрезу и каждый раз переезжать. «Картами» дороги делать проще, и чем больше объем, тем ниже его стоимость. Если делать ямочный ремонт по ГОСТу (вырезать кромку, продувать, проливать, привозить асфальт), его стоимость будет около 1300 рублей за 1 кв. метр. Если делать не по ГОСТу, процентов 40 с этой стоимости можно убрать. Ремонт летом «картами» опускается до 700-800 рублей за 1 кв. метр.

Наша справка

«Дырявый» чарт

В мэрии Тольятти составили перечень самых «убитых» дорог нашего города.
«Горячая десятка» наиболее проблемных дорог Автозаводского района на сегодня выглядит так: 1-е место — Московский пр-т, 2-е место — пр-т Степана Разина (в районе 11 и 3б кварталов), 3-е место — ул. Спортивная (на участке от Приморского пр-та до ул. Юбилейной), 4-е место — ул. Свердлова, 5-е место — ул. Транспортная, 6-е место — ул. Борковская, 7-е место — ул. Патрульная, 8-е место — б-р Здоровья, 9-е место — ул. Ворошилова (частично), 10-е место — Ленинский пр-т и ул. Юбилейная.
В Центральном районе особенно «укачивает» на ул. К. Маркса и Лесной, Комсомольском шоссе, б-ре 50 лет Октября, ул. Базовой.
В Комсомольском районе лучше лишний раз не выезжать на ул. Кунеевскую, Матросова, Громовой, Чайкиной, Прибрежную, Гидротехническую, Бурлацкую, Мурысева.

До конца текущей недели мэрия надеется согласовать в областном минтрансе заявку о включении в план ремонта 2016 года нескольких дополнительных дорог Тольятти, в том числе Комсомольского шоссе на участке от ул. Есенина до ул. Комзина. Предполагается, что отремонтируют дорогу в 2016 году, а оплатят ремонт в 2017-м.

Наша справка

10,5 миллиона со знаком «плюс»

По данным департамента городского хозяйства, в бюджете Тольятти удалось найти 10,5 млн руб. на выполнение внеплановых работ по аварийному ямочному ремонту твердых покрытий внутриквартальных территорий.

Из них 7,5 млн руб. получит по дополнительному соглашению к муниципальному контракту компания «СпецАвтоТранс» на выполнение мероприятий по комплексному содержанию территорий жилых кварталов Автозаводского и Комсомольского районов. В Новом городе дополнительно отремонтируют 3283 кв. метра аварийных дворовых дорог, в Комсомольске — 2500 кв. метров.

По дополнительному ямочному ремонту внутриквартальных дорог Центрального района площадью 2317 кв. метров на сумму 3 млн руб. мэрия проведет отдельный электронный аукцион.

Евгений Халилов, Юлия Романенко, Площадь СВОБОДЫ
mail-ps@mail.ru

делают дорогу

фото: Площадь СВОБОДЫ

фото: из открытых источников