С начальником тольяттинской Госавтоинспекции Сергеем Фокиным мы встретились накануне профессионального праздника. Конечно, служба у дорожных полицейских специфическая, зачастую связанная с авариями и человеческими трагедиями, да и претензий к ним горожане предъявляют больше, чем к сотрудникам других подразделений МВД, однако, как говорится, чем выше ответственность, тем больше удовлетворения от честно проделанной работы…

– О результатах работы Госавтоинспекции судят прежде всего по количеству ДТП и их последствиям, – сказал в начале беседы Сергей Анатольевич. – По сравнению с первым полугодием 2014-го ситуация у нас положительная. Сейчас мы имеем чуть более 400 происшествий, в которых 11 человек погибли и 525 получили ранения, а в прошлом году было на сто с лишним ДТП больше, да и погибли в них около 20 человек. Основная проблема сейчас – рост аварийности с участием нетрезвых водителей. К сожалению, несмотря на все прилагаемые усилия и ужесточение наказания, 22 дорожно-транспортных происшествия было совершено именно по вине таких вот водителей. К счастью, в них никто не погиб, однако 37 человек оказались травмированы. Статистика неутешительная, в том числе и по сравнению с прошлым годом, когда было 25 пострадавших.

– Как ведется борьба с нетрезвыми водителями?

– Обычно такие ДТП совершаются в выходные и праздничные дни. Так что уклон делается на увеличение плотности нарядов, причем как в вечернее, так и в утреннее время, когда граждане возвращаются домой с похмелья. В этой связи вспоминается резонансное апрельское ДТП, когда водитель микроавтобуса «собрал» два автомобиля на перекрестке Ленинского проспекта и улицы Юбилейной. Пострадали тогда не только взрослые, но и дети. Виновник аварии тоже, скорее всего, всю ночь выпивал, а утром похмелился и поехал… Я сам выезжал на то ДТП, пытался пообщаться с этим водителем, однако он был невменяем.

– Оправдывает ли надежды «ночной патруль»?

– Даже сам факт появления «ночного патруля» имеет положительное влияние, поскольку по городу уже пошли разговоры об этом и, может быть, кто-то из водителей задумается, стоит ли садиться за руль. Я очень благодарен той помощи, которую оказывают нам активисты «ночного патруля», проявляющие стойкую жизненную позицию. Некоторые же из них почти сразу отсеялись, тем более что дежурства проходят по пятницам и субботам и не все готовы жертвовать своими выходными.

Те же, кто остался, делают сейчас большое дело и, возможно, уже спасли несколько жизней. К примеру, от «ночного патруля» поступала информация о группе молодых людей, которые, будучи навеселе, сели в машину на набережной и поехали кататься. Или сообщили о неадекватном водителе, которого заметили на улице Льва Толстого. Когда экипаж ДПС начал его преследовать, тот попытался оторваться в частном секторе, потом выехал на бульвар 50-летия Октября и в итоге попал в аварию неподалеку от детской многопрофильной больницы, едва не погубив себя и молодую семью в другом автомобиле. Потом выяснилось, что он не только находится в нетрезвом виде, но и не имеет права на управление автомобилем.

Кстати, хотелось бы напомнить, что с 1 июля введена уголовная ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения либо за повторный отказ от процедуры медицинского освидетельствования. Может быть, хоть это остепенит наших водителей, которым отныне будет грозить не административное, а уголовное наказание, предусматривающее обязательные работы до 480 часов или принудительные до двух лет. Может дело кончиться еще хуже – лишением свободы на срок до двух лет. Увеличится и сумма штрафа, которая составит от 200 до 300 тысяч рублей.

– Раз уж коснулись этой темы, хочется спросить: какие еще ужесточения ответственности за нарушения и изменения правил дорожного движения вступили в силу с 1 июля?

– Своеобразным подарком к профессиональному празднику работникам Госавтоинспекции можно считать изменения в пункт правил дорожного движения 2.6, дающие возможность водителям в случае несерьезной аварии (с участием не более двух единиц транспорта) и отсутствия разногласий разъехаться с места происшествия, не дожидаясь сотрудников ДПС. Ни для кого не секрет, что оформление одного происшествия занимает минимум час, так что это новшество позволит перенаправлять освободившихся полицейских на выполнение своей основной функции, то есть на обеспечение безопасности дорожного движения.

Помимо этого вступают в силу изменения, которые обязывают участников ДТП убрать с проезжей части транспортные средства, мешающие движению других, предварительно  зафиксировав (на фотоаппарат или на камеру телефона) расположение машин, осколки… За невыполнение этих требований и создание помех движению предусмотрено административное наказание согласно части первой статьи 12.27. Понятно, что сразу наказывать нарушителей мы не будем, ограничиваясь соответственными разъяснениями. Но согласитесь, дорожная ситуация в городе такова, что порой два-три несерьезных ДТП в час пик способны фактически парализовать движение, особенно если произошли они в зоне отдыха, на Южном или Автозаводском шоссе. Смотришь иногда, где-нибудь у  «Парк Хауса» притерлись два автомобиля, создавая серьезную помеху движению. А у них из повреждений – всего-то стертая с бампера грязь… Думаю, не ошибусь, если скажу, что 60-70 процентов ДТП у нас именно такие, то есть с незначительным материальным ущербом.
Пожалуй, для нас это основные изменения, вступившие в силу с 1 июля.

– Многих водителей интересует ситуация с перекрытием движения в зеленой зоне. Хотелось бы услышать ваш комментарий по этому поводу.

– Есть постановление мэра, и мы оказываем содействие в его выполнении. А вообще, наверное, каждый житель города когда-то делал в квартире ремонт, закрывая на какое-то время для свободного доступа одну из комнат. Примерно такая же ситуация и здесь. У дорожных служб возникла технологическая необходимость в том, чтобы на заключительном этапе укладки асфальта движение на определенных участках было перекрыто. Сейчас работы почти завершены. Эту неделю граждане пережили относительно спокойно, хотя были затруднения в движении по Южному шоссе, да и критика в адрес сотрудников ДПС часто звучала. Могу сказать, что мой заместитель практически весь этот период дежурил в тех местах, где перекрывалось движение, разъясняя автолюбителям сложившуюся ситуацию.
Уверен, что нынешние неудобства вполне оправданны с точки зрения того, что мы получаем дорогу в нормальном состоянии. Ведь не секрет, что Лесопарковое шоссе могли вообще закрыть для движения из-за плохого состояния проезжей части и имеющейся там колейности.

– На одном из участков Южного шоссе водители ежедневно грубо нарушают правила. При движении из Старого города многие не желают стоять в пробке перед пересечением с улицей Льва Яшина и поворачивают возле магазина «Метро» налево (то есть на улицу 40-летия Победы), пересекая сплошную линию и создавая угрозу как себе, так и транспорту, движущемуся по встречной полосе. Хочется спросить, есть ли на вооружении тольяттинской Госавтоинспекции приборы, позволяющие фиксировать такие нарушения?

– Пока таких приборов нет, и нарушения фиксируются с помощью видеорегистраторов, установленных в патрульных автомобилях. О ситуации на Южном шоссе нам известно, и в этом месте очень часто дежурит экипаж ДПС.

– Хотелось бы акцентировать ваше внимание еще на одном проблемном участке. Это Обводное шоссе, где ежегодно гибнет по несколько пешеходов, причем если некоторые перебегали проезжую часть в неположенном месте, то других некоторых сбивали прямо на переходе в темное время суток…

– Основываясь на статистике, не могу сказать, что на сегодняшний день ситуация на Обводном шоссе вызывает серьезное беспокойство в плане количества ДТП. Все-таки мероприятия, которые проводились на протяжении последних 7-8 лет, принесли свои плоды. На снижение аварийности в первую очередь повлияла установка разделительных ограждений, фактически обезопасивших водителей от лобовых столкновений. Что касается наездов на пешеходов, совершаемых в основном в темное время суток, то были выполнены мероприятия по освещению проблемных участков.

– А каков скоростной режим на Обводном шоссе? Просто некоторые водители считают, что там можно ездить быстрее, чем 60 километров в час… А потом, когда получают по почте квитанции на уплату штрафа, сильно удивляются…

– Максимально допустимая скорость везде разная, в зависимости от участка дороги. Где-то есть 60 километров в час, а где-то (в районе химканала) – даже 50. Можно много рассуждать про обоснованность ограничения скорости, однако каждый дорожный знак устанавливается в результате какой-то человеческой трагедии…

– На этой неделе в результате сильного дождя часть городских улиц вновь оказались подтоплены. Понятно, что это забота в первую очередь дорожных и коммунальных служб, однако наверняка озабочены и вы, ведь речь опять же идет о безопасности движения…

– Проблемы есть, но лишь в первые час-два после серьезного дождя. Потом эти «озера» и «болота» ликвидируются благодаря усилиям коммунальных служб. Я и сам столкнулся с трудностями, когда возвращался из Самары и ехал по Обводному шоссе. Там есть участок под мостом, который постоянно затапливает. Лет 20-30 назад на этом месте работала насосная станция, но ее до сих пор не могут реконструировать. В итоге водители вынуждены подолгу ждать, пока прибудет техника и начнут откачку воды.

– Еще одна актуальная для города проблема заключается в нарушении автолюбителями правил парковки возле домов. Понятно, что с местами для стоянок у нас проблема, однако когда видишь, что человек не просто заехал двумя колесами на бордюр, а поставил машину на газоне под деревом метрах в 10-15 от ближайшей дороги, сложно найти этому какое-то оправдание. Откровенная наглость, причем порожденная безнаказанностью…

– На подобные упреки мне часто приходится давать ответ на встречах с горожанами. Скажу следующее. Жители многоквартирных домов являются владельцами прилегающей территории, и они вправе инициировать на ней проведение мероприятий по благоустройству, в том числе по созданию препятствий для заезда транспорта на газоны. Это могут быть заборчики или металлические столбики… Вряд ли автолюбители начнут их выламывать, навлекая на себя гнев большинства жильцов дома, так что это реальное решение проблемы. Ведь в своих квартирах люди проводят необходимое обустройство, а в общем дворе не могут, надеясь, что кто-то все за них сделает. Вот, например, в доме, где я живу, никто машины на газон не ставит…

– Может поэтому и не ставят, что вы там живете?

– Думаю, люди просто понимают, что создают другим неудобства, и не хотят навлекать на себя гнев соседей. Кстати, у нас и проблему ходьбы по газону решили вполне цивилизованно, посадив на месте начинающейся тропинки куст и поставив небольшое ограждение. Просто кому-то нужно всем этим заниматься и подавать соответствующие заявки в управляющую компанию, ТСЖ или ТОС. У нас же горожане предпочитают жаловаться и настаивать на том, чтобы Госавтоинспекция убирала неправильно припаркованные под окнами автомобили. Между тем эвакуация с газонов или детских площадок никаким нормативным документом сейчас не предусмотрена. Зато четко прописано, что эвакуировать машины можно с тротуаров, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта…

– В этом году часто приходилось слушать о навязывании страховщиками дополнительных услуг при оформлении и без того подорожавших полисов ОСАГО. Вопрос такой: увеличилось ли количество водителей, у которых во время проверки документов вообще отсутствовал полис?

– Хороший вопрос. Статистика имеется, причем если за первое полугодие 2014-го таких водителей было 223, то в этом – 935. Количество выявленных водителей, не имеющих страховки, увеличилось почти в четыре раза.

– В заключение спрошу о приятном. Как сотрудники тольяттинской Госавтоинспекции будут отмечать профессиональный праздник?

– В пятницу запланирована торжественная часть, на которой мы отметим лучших и наиболее добросовестных. Кому-то будут присвоены очередные звания.
Пользуясь случаем, хочу поздравить весь личный состав, честно выполняющий свои обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения. К полицейским сейчас предъявляются большие требования (компетентность, профессионализм, высокое чувство ответственности и так далее), но я уверен, что каждый из наших сотрудников им соответствует.

Сергей Фокин подполковник

фото: Площадь Свободы

Андрей Липов, «Вольный город»

фото: из открытых источников