Что ожидать заводчанам после корпоративного отпуска

Вот уже больше недели работники ВАЗа находятся в корпоративном отпуске. Видимо, ситуация на авторынке столь печальна, что людей отправили отдыхать не с 25-го, как планировалось, а с 21 июля, однако большинство заводчан этому только рады, ведь работать в такую жару в душных корпусах – сплошное мучение.   

Отпуск продлится по 14 августа включительно, правда, нельзя сказать, что жизнь на заводе полностью остановилась. Продолжают работу службы, связанные с ремонтом и профилактикой оборудования, охраной территории, финансами, хотя процент сотрудников там настолько мал, что традиционные утренние и дневные вазовские автобусы колесят по городу почти пустыми.

Солидная часть вазовцев проводит каникулы на дачах, копаясь на грядках, а вечерами поедая выращенные помидоры. Те же, кто участком по какой-то причине не обзавелся, либо отправились в гости (все-таки получили отпускные), либо нашли какую-нибудь подработку в городе. Впрочем, немало и тех, кто просто пьет вечерами пиво на лавочке да жалуется на судьбу, подсчитывая, что после отпуска придется жестко экономить, ведь полноценная зарплата теперь будет лишь в октябре.

Так чего же ожидать заводчанам после корпоративного отпуска? Во-первых, руководство обещало отменить действовавший почти полгода режим четырехдневной рабочей недели. Перспектива радостная, однако неизвестно, удастся ли сохранить нормальный график хотя бы до конца года, ведь объемы продаж постоянно падают. Даже президент ВАЗа Николя Мор недавно признался журналистам, что считает цены на некоторые автомобили (например на «Гранту») чересчур высокими, а ведь это один из основных факторов падения спроса. Можно ли как-то снизить эти цены? Разве что за счет максимальной локализации производства… Однако пойдет ли на это руководство «Рено-Ниссан», у которого свои давние связи с поставщиками? Сразу вспоминается рассказанная Юрием Целиковым история про болты для крепления колес. Есть производитель в городе Белебее, поставляющий на ВАЗ качественную продукцию по цене от 5 до 9 рублей, в зависимости от размера. Аналогичные болты от «Рено», сделанные в Румынии, стоят 12-15 рублей, а торгующая фирменными запчастями фирма «Лада-Имидж» продает их дилерам за 240-280 рублей. Вот вам и ценовая политика…

Не особо верят вазовцы и в так называемую программу поддержки отечественного автопрома. Во-первых, до сих пор непонятно, в чем она будет заключаться, ведь пока речь идет лишь о деньгах на юбилей АВТОВАЗа, которые будут постепенно перечисляться в течение нескольких лет и пойдут на благоустройство города. Как ни крути, а такую помощь вазовцы в карман не положат, домой не унесут и на еду не обменяют.

– Когда рынок стабилизируется, то и АВТОВАЗ выйдет на прибыльность. Все для этого есть, предприятие модернизированное, современное, есть новые наработки, – слишком уж стандартно заявил недавно глава «Ростеха» Сергей Чемезов, дав понять, что перевод завода в «реанимационное» отделение не планируется.

Между тем ситуация с семейными бюджетами у многих близка к критической. Заводское руководство заявляет о миллиардных убытках, что явно не предполагает существенного увеличения заработка простых сотрудников. А те мизерные повышения зарплаты, которые были в последние годы, моментально съедались инфляцией. К сожалению, топ-менеджерам никогда не понять, что многие вазовцы сильно экономят на из-за постоянно растущих цен на услуги ЖКХ, продукты и так далее. Заставить французов поднять зарплаты до 35-40 тысяч никто не сможет, да и губернатор, несмотря на предвыборную активность, здесь не помощник. Всё, что в его силах (а это прежде всего ремонт дорог), уже делается, однако горожанам сейчас нужно другое – работа с достойной зарплатой. Такой, чтобы даже после вычета квартплаты, взносов за капремонт и счета за детский сад (а это еще 2-3 тысячи) оставалось не только на еду. Пока об этом можно лишь мечтать.

Тимур Калинин, «Вольный город», № 29 (1106) 29.07.16

автомиобили на конвеере

фото: Площадь Свободы

фото: из открытых источников