Управляющие компании Тольятти написали письмо губернатору.

В нем они не только подняли проблемные вопросы отрасли, но и предложили пути их решения. Всего обозначены шесть наиболее острых и актуальных тем. Но главная суть обращения коммунальщиков к Николаю Меркушкину – создать рабочую группу при министерстве энергетики и ЖКХ Самарской области, где общими усилиями найти взвешенное решение проблемных вопросов.

1. Узаконить недосбор

Одна из главных проблем, стоящих перед управляющими компаниями, – это недосбор платежей с населения. При существующей системе расчетов за коммунальные услуги УК, не являясь перепродавцами коммунальных услуг и не получая за это ничего, практически несут ответственность и перед ресурсниками за должников и за некачественные услуги перед потребителем. В связи с этим УК являются планово-убыточными предприятиями, что не соответствует их организационно-правовой форме и целям деятельности как коммерческих организаций, говорится в письме губернатору.

В качестве выхода из сложившейся ситуации УК города предлагают использовать опыт Москвы, где распоряжением Департамента ЖКХ и благоустройства было утверждено положение, по которому ресурсоснабжающие организации (РСО) оплачивают УК вознаграждение, в случае если сбор за коммунальные услуги с населения превышает 95%. Опыт Москвы дает основание полагать, что 95% для РСО достаточно рентабельная цифра.

Коммунальщики также предлагают при тарифном регулировании услуг РСО  предусмотреть возможность для УК (в пределах установленного лимита для каждой) производить оплату задолженности путем перевода долгов населения, невозможных к взысканию (имеющие судебные решения и не взысканные судебными приставами).

2. Увеличить ОДН

По Самарской области Приказом министерства энергетики и ЖКХ № 89 от 27.05.2013 г. утверждены нормативы потребления холодного и горячего водоснабжения на общедомовые нужды (ОДН) в размере 0,03 куб. м общей площади помещений, входящих в общее имущество МКД. Данный норматив утвержден расчетным методом и применяется для всех типов домов Самарской области с разными техническими характеристиками и видами благоустройства и не учитывает нормативные технологические потери. «В результате нормативы по ОДН оказались значительно ниже, чем в других регионах, где они были установлены аналоговым методом, то есть на основании данных приборов учета. Так, по сравнению с Республикой Мордовия нормативы по ОДН в нашем регионе оказались ниже по холодной воде в 9,7 раза, по горячей – в 7,3. В связи с чем УК Самарской области не укладываются в данный норматив и несут убытки», – пишут в обращении коммунальщики.

Выход из сложившейся ситуации, как предлагают УК, в том, что нормативы по ОДН нужно рассчитывать аналоговым способом по соответствующим критериям жилых домов (с учетом этажности и видов благоустройства) по закрытой и открытой схемам горячего водоснабжения.

3. Принять совместное решение

Третья проблема, указанная в письме, касается нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, в том числе на общедомовые нужды. Для расчета норматива потребления электроснабжения по ОДН в мае 2012 года УК была представлена информация о помещениях, относящихся к общему имуществу согласно техпаспортам МКД, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, колясочные, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации и инженерное оборудование.

Минрегион РФ в своем письме от 22.11.2012 г. при расчете размера платы за коммунальные услуги на ОДН также указывает этот состав помещений. Однако в ГЖИ Самарской области считают, что при расчете размера платы за ОДН по электроэнергии должны применяться площади, которые перечислены в приказе минэнергетики и ЖКХ Самарской области № 89 от 27.05.2013 г. и применяются при расчете ОДН по холодной и горячей воде (без учета подвалов и чердаков).

Коммунальщики считают, что Минэнергетики и ЖКХ Самарской области и Госжилинспекция должны принять совместное решение по данному вопросу и либо включить в состав помещений, относящихся к общему имуществу для расчета ОДН по электроэнергии, подвальные и чердачные помещения, либо утвердить новые нормативы ОДН по электроэнергии на состав помещений без подвалов и чердаков.

4. Утвердить переходный норматив

В этом году 14 февраля в Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением № 354 от 6.05.2011 г., внесены изменения в части начисления платы за горячее водоснабжение по двухкомпонентным тарифам – теплоноситель и тепловая энергия на подогрев воды. Однако в связи с отсутствием норматива на подогрев – указанные изменения хоть и вступили в силу с 27 февраля сего года, применяться они не могут, так как срок для утверждения нормативов установлен до 1.01.2018 г. – случилась неразбериха, в которой крайними для контролирующих органов могут стать УК.

Посему коммунальщики, обращаясь к губернатору, предлагают на время переходного периода – до начала 2018 года – издать нормативный документ правительства Самарской области о порядке расчета размера платы за ГВС и утвердить норматив до конца 2015 года.

5. Передать регионам тариф

Следующим проблемным вопросом стали огромные земельные участки при некоторых многоквартирных домах. Их границы определяли органы местного самоуправления и ставили участки на кадастровый учет без передачи собственникам. В соответствии с Жилищным кодексом участок относится к общему имуществу собственников МКД, но в калькуляцию услуг по содержанию не входит уборка такой большой территории. Однако при этом ответственность за санитарное состояние территории, за падение деревьев на автомобили во дворах возлагается на УК, заключившие договоры управления МКД. Для обслуживания такой большой территории, которая по техпаспорту не относится к МКД, необходимо увеличивать стоимость ее содержания. По Жилищному кодексу решение об утверждении тарифа принимают собственники. Но кто их сможет убедить пойти на то, чтобы благодаря своему решению платить больше, взвалив на себя бремя ответственности больших городских территорий?

Управляющие компании города в своем предложении заявляют, что необходимо привести оплату затрат по содержанию общего имущества к экономически объективному размеру и рассчитать в ценовом выражении данные виды работ в целом по области без утверждения этих затрат на общих собраниях собственников. Кроме этого, они рекомендуют выйти с законодательной инициативой о передаче на уровень субъекта РФ утверждения тарифов по содержанию общего имущества МКД. А также считают необходимым органам местного самоуправления произвести пересмотр границ домов по бордюрному камню, исключив проездные дороги и территории общего пользования.

6. Упростить суды с должниками

Заключающей проблемой в обращении к губернатору обозначено то, что в настоящее время мировые суды Тольятти не принимают дела о взыскании задолженности в порядке приказного производства. Они не издают судебные приказы о взыскании задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги, а принимают и рассматривают дела о взыскании задолженности только в порядке искового производства. Однако Гражданско-процессуальный кодекс РФ предусматривает вынесение решений в виде судебных приказов. Такое рассмотрение дел позволит сократить время судебных тяжб и стоимость расходов, которые вынуждены нести УК. Для того чтобы облегчить себе жизнь, коммунальщики Тольятти просят губернатора рассмотреть вопрос о возврате к прежнему порядку рассмотрения дел по взысканию задолженности, в том числе путем вынесения судебных приказов, а не только по исковым заявлениям.

Какие из вопросов удастся решить управляющим компаниям при вмешательстве губернатора, покажет время. Автографы под обращением поставили, кроме его инициатора – генерального директора ООО «УК № 1 ЖКХ» Владимира Морозова, еще шесть руководителей обслуживающих организаций.

плакат управляющая компания

фото: mediakuzbass.ru

«Тольяттинский навигатор»

фото: из открытых источников