На АВТОВАЗе грядет новая волна сокращений. По разным слухам, в самое ближайшее время численность персонала на некогда градообразующем предприятии начнет сокращаться то ли до трети, то ли до половины. Получается, что при самом оптимистичном раскладе за воротами автозавода останется 15 тысяч человек. А при наиболее пессимистичном завод будет обанкрочен.

Далеки от оптимальности

Пока официальной информации по поводу сокращений нет. Есть лишь приказ за номером 969 об увольнении работников по соглашению сторон. В нем президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссон, по сути, заявляет о новой волне оптимизации численности персонала. С приказом должны ознакомиться все руководители подразделений завода, имеющих избыточную численность персонала. Сотрудникам, уволившимся по соглашению сторон в период с 21 сентября по 20 октября, будет выплачена компенсация в четыре оклада. Те, кто уволится с 21 октября по 20 ноября, получат на один оклад меньше. Контроль за исполнением приказа президент автозавода оставил за собой. Интересно, что волна сокращений-2014 начиналась с такого приказа.

В интервью Газета.ru, которое дал Бу Андерссон 28 августа сего года, он открыто заявляет, что сегодняшняя структура АВТОВАЗа далека от оптимальной. И что мораторий на сокращение рабочих, объявленный в 2015 году, в новом году может прерваться. «У нас заключено соглашение с профсоюзом. В этом году не будет никаких сокращений среди рабочих. В новом году ситуация может измениться», – говорит президент ОАО «АВТОВАЗ».

15 тысяч лишних

И вот на прошлой неделе один городской информационный портал распространил информацию о том, что руководство российского автогиганта планирует сократить около 15 тысяч работников, или треть штата на данный момент. Новая кадровая политика затронет как материнскую компанию, так и дочерние предприятия. Источник сообщает, что только Волжский машиностроительный завод может сократить число сотрудников с 2000 до 400. Также 2000 работников будут уволены на ижевском предприятии АВТОВАЗа. «АвтоВАЗагрегат» вообще может пройти процедуру банкротства.

Уведомления для сотрудников, попавших под сокращение, будут направлены уже в октябре 2015 года, а сама оптимизация кадров должна завершиться до марта 2016 года. Однако стоит сделать оговорку: по информации источника, официальное подтверждение о сокращении сотрудников АВТОВАЗа последует лишь после того, как будут проведены встречи директора по персоналу компании Тимура Бутова и президента Бу Андерссона с министром труда Российской Федерации Максимом Топилиным и вице-премьером Ольгой Голодец. Если озвученные цифры будут согласованы, то новая волна сокращений может стать одной из крупнейших в истории предприятия, а штатная численность автогиганта станет втрое меньше, чем шесть лет назад: 35 000 сотрудников вместо 110 000.

И вот все тот же источник сообщил, что руководство автогиганта 17 сентября уже согласовало с федеральным центром вопрос по очередному сокращению персонала АВТОВАЗа. По словам собеседников тольяттинского агентства, в прошлый четверг состоялась встреча одного из руководителей АВТОВАЗа с министром труда РФ Максимом Топилиным. На очереди – встреча Бу Андерссона с вице-премьером Ольгой Голодец.

Для того чтобы узнать, насколько серьезен информатор тольяттинского агентства, мы связались с главным редактором портала Сергеем Давыдовым. Он сообщил, что источнику информации доверяет, и добавил, что официального заявления о сокращениях на АВТОВАЗе в этот раз может не быть. Поскольку Бу Андерссон несколько раз публично заявлял о том, что в 2015 году массовых сокращений рабочих не будет.

Напомним, что годом ранее штат предприятия сократился на 12,5 тыс. человек, а в этом году были сокращены 1,1 тыс. руководителей среднего звена. Однако это по официальной информации. А де-факто сокращения штата продолжались весь текущий год, но регламентировались они не общезаводским приказом, а разнарядками в подразделениях завода. Кстати, слухи о том, что на АВТОВАЗе останется работать не более 40 тыс. человек, гуляют по заводу в течение всего этого года. И если они воплотятся в реальность, то неофициальное число безработных в городе (тех, кто не зарегистрирован в центре занятости) увеличится на несколько тысяч. Таким образом, Тольятти из некогда богатого города превратится даже не в самый бедный, а в… для этого даже названия пока нет.

Пора валить?

Год назад Тольятти назвали самым бедным городом России. Представители местной власти не соглашались. Нет, мы не бедные. Смотрите, у нас средняя зарплата 27 тысяч, 12 – пенсия. Но сегодня по уровню доходов нас обогнал уже Ставропольский район, уровень зарплат давно выше и в Отрадном, и в Новокуйбышевске. А взаимосвязь «высокая зарплата – богатый город» очевидна. Ведь чем больше получают жители, тем больше они оставляют денег в магазинах, совершая покупки и увеличивая доходы их владельцев и персонала, тем больше отчислений налога на доходы физических лиц поступает в местный бюджет, формируя вместе с другими отчислениями основную часть доходов городского бюджета.

Недавно газета «Понедельник» проанализировала составляющие местной казны, поступающие от АВТОВАЗа. Так вот, в 2001 году его выплаты в местные бюджеты составили – 5,2 млрд рублей. В 2002 году отчисления сократились до 4,6 млрд. А подоходный налог сотрудников АВТОВАЗа с 900 миллионов рублей за 10 месяцев 2001 года вырос до 1,3 миллиарда за тот же период 2002 года.

А сегодня? Общая сумма налогов всех предприятий, поступившая в бюджет Тольятти за шесть месяцев 2015 года, составляет всего 726 млн рублей.

Наполняемость бюджета снизилась из-за введенной в 2004 году налоговой реформы, но все же поступления от АВТОВАЗа были еще достаточно высоки: в бюджет Тольятти поступило 2,8 млрд рублей. В 2005 году, когда на завод пришла команда московских топ-менеджеров из «Ростеха», российское правительство обязало все крупные предприятия-налогоплательщики перерегистрироваться в Санкт-Петербурге, и автозавод стал платить в Питер и НДС, и налог на прибыль, часть которого шла в региональный бюджет. До поры до времени Тольятти спасал земельный налог.

Но в 2014 году выяснилось, что часть земель АВТОВАЗа находится под дорогами, часть – в санитарно-защитной зоне, часть вообще попадает на территории, принадлежащие третьим лицам. В результате сумма земельного налога, который ранее платил АВТОВАЗ в городскую казну, сократилась на 350 млн рублей. Второй раз предприятие снизило сумму земельного налога в этом году – АВТОВАЗ через суд добился снижения кадастровой стоимости земли более чем на 5 млрд рублей. В итоге Тольятти лишился еще 73 млн рублей в бюджете.

Самый же большой урон городу нанесло сокращение налога НДФЛ, начавшееся в 2005 году после первых массовых сокращений на предприятии в эпоху Артякова. Через несколько лет, под конец президентства Комарова, численность работающих на заводе снизилась со 120 тыс. до 68 тыс. человек, вместе с этим упали отчисления налога на доходы физлиц в бюджет.

«Я даю людям надежду»

В новейшей истории с приходом на завод Бу Андерссона масштаб сокращений принял ужасающий характер. Многие рабочие признаются, что еще никогда им не приходилось работать в столь сложной моральной обстановке: недоволен чем-либо – давай до свидания. При этом значительно увеличились нормы выработки, а доходы снизились, лишились рабочие и 13-й зарплаты. Такие «бонусы» получили они от шведа. Говорят, что перед тем как принять решение о замене 13-й зарплаты премиями из прибыли предприятия, Бу лично обошел начальников и мастеров цехов, давая разъяснения, что говорить рабочим по этому поводу. Мол, продажи падают, выручка предприятия снижается, прибыли нет. Однако одновременно с этим вознаграждения членам правления по итогам 2014 года увеличились на 69,12%, до 514,15 млн рублей. В эту сумму входят заработная плата – 268,957 млн руб., премии – 231,465 млн руб., компенсация расходов – 13,728 млн руб. В 2013 году вознаграждение членам правления было гораздо меньше – 304,016 млн руб., из них заработная плата – 149,757 млн руб., премии – 145,429 млн руб., компенсация расходов – 8,83 млн руб. В настоящий момент правление АВТОВАЗа состоит из десяти человек, его председателем является Бу Андерссон.

Кстати, когда Бу Андерссон пришел на завод, он в интервью федеральным СМИ выдавал очень обнадеживающие вещи. «По моему мнению, в России труд рабочих на заводе недооценен. Ведь им приходится трудиться в тяжелых условиях», – говорил он корреспонденту Газета.ru 26 мая 2014 года. В этом же интервью он сообщил, что стиль его работы включает нескольких составляющих. «Во-первых, я даю людям надежду. Я оптимист, поэтому стараюсь дать людям надежду» – цитата из публикации. Так о какой же надежде швед тогда вел речь? Остаться без работы? Или он имел в виду не весь коллектив АВТОВАЗа, а только членов правления? Или, может быть, слово «надежда» в шведском языке носит совсем иной смысл, нежели в русском?

27 сентября в 12 часов в парке Победы со стороны пересечения улиц Революционной и Фрунзе профком ОАО «АВТОВАЗ» и Автозаводский район КПРФ организуют митинг с требованием прекратить массовые увольнения рабочих и повысить им зарплату. Интересно, что объявление о митинге появилось раньше, чем в интернете появилась информация о сокращениях.

Хотя Тимур Бутов, вице-президент ОАО «АВТОВАЗ» по персоналу и социальной политике, связал ее появление и распространение с планируемым митингом. «Мне кажется, что это связано и с тем, что мы планируем 25 сентября организовать в связи с запуском Vestа праздник. Но, видимо, кто-то хочет его испортить и заодно иметь какой-то повод для того, чтобы возбудить ситуацию», – сказал вице-президент в интервью радиостанции «Эхо Москвы». При этом Тимур Бутов категорически опровергает информацию о массовых сокращениях в этом году. А что касается 2016-го, то «до него еще дожить нужно», – говорит Бутов в том же интервью.

Комментарии:

Виктор Альчиков, председатель профкома МПРА «Единство» производства ПШ ОАО «АВТОВАЗ»:

– Для Бу Андерссона оказалась лишней третья смена на предприятии, вот ее и будут сокращать. Есть еще цех № 49-1, о котором Бу Андерссон сам заявлял, что в него будут переводиться люди, не занятые на производстве. А в этом цехе они будут выполнять хозработы – подметать, убирать. Это хороший трамплин для последующего увольнения…

Какой эффект даст предстоящий митинг? Все зависит от того, сколько людей в нем примут участие. Если народа соберется мало, то работодатель будет уверен в правильности своих действий. Если много, то он будет вынужден прислушаться к мнению рабочих.

Вообще, не нужно думать, что сегодня одного уволили, а меня не тронут. Такого уже не будет. Под метлу попадут все, кого руководство сочтет лишним. Ну а те, кто приближен к начальству, конечно, останутся.

Вячеслав Шепелёв, председатель профкома «Единство» МПРА службы вице-президента по производству автокомпонентов ОАО «АВТОВАЗ»:

– Я думаю, что сначала сократят 15 тысяч человек, а к следующему лету на заводе останется на заводе не более половины от работающих сегодня. С таким числом сотрудников предприятию легче будет пройти процедуру банкротства. К этому все на АВТОВАЗе и идет…

Алексей Краснов, депутат Думы г.о. Тольятти от КПРФ:

– Руководство АВТОВАЗа нас обвиняет, что мы, коммунисты, раскачиваем какую-то лодку. Не надо с больной головы на здоровую перекладывать. Начиная с того времени, как «милая парочка» Дроботов – Пушков скинули на город всю социалку, ВАЗ официально объявил себя социально безответственным предприятием и эту лодку не то что раскачал, а перевернул. И массовые сокращения на заводе, беспрестанный прессинг рабочих по каждому пустяку, параноидальные решения типа сокращения числа туалетов – это ли не антисоциальная, антитольяттинская деятельность? А теперь Андерссон дарит муниципалитету «Ларгусы». Я считаю, что город должен вернуть Бу Инге все эти жалкие автомобильные подачки и заняться вплотную вопросом недополучаемых с завода денег, потому что городу понадобятся деньги для решения вопроса безработицы, создавшейся по вине управленческой политики предприятия. Тем более что кризис рабочих мест наложится на общий кризис в стране. А вообще, всё происходит в русле схемы «Сделаем из Тольятти город-барак!». И не надо питать никаких иллюзий, что ситуация изменится.

Для простого человека жизнь в лучшую сторону не изменится никогда: это не в интересах господствующей либерально-олигархической группировки, сросшейся с чиновничьей номенклатурой. Бюджет города, и без того сейчас глубоко отрицательный, в 2016 году будет нищебродским. Уже сейчас режут дотации на питание в школах. Скоро начнут резать дотации на ЖКХ и другие льготы. Массовые сокращения ведь идут не только на ВАЗе, но и на других предприятиях. Нужно предпринимать жёсткие и срочные меры, разрабатывать механизмы социальной амортизации. Но, я так полагаю, представители власти снова займутся своим любимым делом – проведением «круглых столов» и «семинаров» на темы «внедрения инноваций» и «политики импортозамещения». Когда станет совсем плохо, соберут в бизнес-инкубаторе студентов и работников мэрии и проведут сеанс массового гипноза на тему «Тольятти – город будущего». А там, глядишь, и выборы 2016 года подоспеют. На пропаганду «нашей счастливой жизни» под чутким руководством «Единой России» распотрошат Пенсионный фонд и счета парочки олигархов, и из каждого утюга снова потянется песня про «команду губернатора», которая спасёт всех и вся. А потом... А что будет потом, они и сами не знают. Эта власть живёт одним днём. И тем, кто думает, что «они же тоже живут здесь, в Тольятти» и «побоятся революции» я приведу в пример «замечательного» тольяттинского единоросса Яркина, который теперь дружно и счастливо проживает с семьёй во Франции. И я точно знаю, у каждого из этих ребят уже есть свой маленький домик в Провансе... ну или в окрестностях Мельбурна. И они надеются, что, когда здесь станет совсем жёстко, они успеют доехать до «Курумоча». А мы останемся здесь. Вот так я думаю.

митинг в Тольятти

фото: «Тольяттинский навигатор»

Автор: Игорь Мухин, газета «Тольяттинский навигатор», № 29 (378), 22 сентября 2015 года

фото: из открытых источников