Власти Тольятти не в состоянии обеспечить безопасное пребывание горожан на набережных.

В течение 2015 года «ПС» неоднократно рассказывала о плачевном состоянии, в котором пребывают набережные Комсомольского и Автозаводского районов. Одна из них — новенькая, сдана в эксплуатацию совсем недавно, всего лишь в 2013 году, вторая — значительно старше, ее возраст исчисляется десятилетиями. Но стаж, как показывает тольяттинская практика, на качество прибрежных объектов влияет чуть ли не в последнюю очередь: какую набережную ни возьми — везде впору объявлять чрезвычайную ситуацию, так как пешеходные зоны буквально уходят из-под ног отдыхающих. На днях в сути проблемы попыталась разобраться постоянная комиссия ТГД по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию. Вердикт, вынесенный на заседании, печален: средств на восстановление зон отдыха вдоль берега Волги в бюджете города нет и в ближайшее время, судя по всему, не предвидится.

Трава по пояс

Как сообщил руководитель департамента городского хозяйства Вадим Ерин, на набережной Комсомольского района муниципалитет за свой счет выполняет ограниченный комплекс мероприятий. Зимой с пешеходной зоны убирают снег, летом осуществляют подбор мусора и опустошают урны. На покос травы и другие работы по благоустройству и содержанию объекта берегоукрепления денег нет. Но сорняки по пояс — это, пожалуй, меньшее из зол. Куда страшнее техническое состояние прибрежной зоны, где основание трещит по швам, асфальт систематически проваливается, а потоки талых и дождевых вод вот-вот смоют одну из высоченных пешеходных лестниц. В чем причина? По мнению специалистов мэрии, во всем виноваты подрядчики из ЗАО «Волгоспецстрой», которые по заданию министерства строительства Самарской области несколько лет осваивали федеральные средства в размере около 2,5 млрд руб., но работу сделали из рук вон плохо. Например, при строительстве одной из лестниц подрядная организация отошла от требований проекта и установила по бокам лотки для приема сточных вод с меньшей пропускной способностью. И поскольку ширина водоотводящих лотков оказалась меньше, скорость потока воды резко выросла. Соответственно, стоки хлынули под лестницу и стали систематически ее подмывать. Дважды подрядчик по требованию мэрии лестницу восстанавливал, но сейчас ЗАО «Волгоспецстрой», по словам Вадима Ерина, находится в банкротном состоянии, так что все обращения в компанию толку не приносят. В минстрое Самарской области тольяттинскую мэрию тоже не слышат и выделять деньги на ремонт не торопятся. Тем временем только на подготовку проекта по ремонту аварийной лестницы и других участков берегоукрепления необходимо 1,257 млн руб. В 2015 году нужной суммы в бюджете не нашлось, отраслевики будут обращаться за финансированием повторно. А пока аварийная лестница огорожена сетчатым металлическим забором и закрыта для прохода. Но сейчас зима и людей на набережной немного. Что будет весной — неизвестно. А ведь снега выпало немало, поэтому подмыв опасной лестницы продолжится.

Ты мне, я тебе

Зачем же мэрия приняла на баланс муниципалитета берегоукрепление, если подрядчик выполнил работу с нарушениями? Вразумительного ответа на этот вопрос на заседании профильной думской комиссии не нашлось. Выяснилось только, что структуры городской администрации так и не нашли между собой «крайнего», и в его роли выступил мэр Сергей Андреев, который, как прозвучало на комиссии, и подписал документ о приеме набережной Комсомольского района. Для чего? Совершенно неясно. Можно предположить, что такое указание поступило из правительства Самарской области. В любом случае, после драки кулаками махать поздно: даже если региональный минстрой не досмотрел за подрядчиком, расхлебывать последствия придется муниципалитету как действующему владельцу объекта берегоукрепления. Правда, как или хотя бы что расхлебывать — большой вопрос: ни в одном из департаментов мэрии нет даже полного пакета документов на гидротехническое сооружение.

Вазовцы, вы где?

С набережной Автозаводского района, где в конце 2015 года образовался огромный провал, ситуация еще сложнее. В реестр муниципальной собственности объект, принадлежавший ранее АВТОВАЗу, включили еще в 1997 году. Но до сих пор права собственности муниципалитета на него не оформлены — нет нужных документов, которые должен был представить автозавод. Из-за многочисленных пертурбаций на предприятии нужные документы за почти 20 лет в мэрию так и не поступили. И только в октябре прошлого года после множества разбирательств и судов восемь объектов набережной были поставлены на регистрационный учет как бесхозяйные. Таким образом, только в октябре 2016 года мэрия, согласно процедуре, сможет выйти в суд за оформлением прибрежной пешеходной зоны в муниципальную собственность, а регистрация документов, соответственно, произойдет в лучшем случае в первой половине 2017 года.

Примечательно, что мэрия с 1997 года не может понять, что представляет собой набережная Автозаводского района: то ли это зона отдыха, то ли гидротехническое сооружение с функцией берегоукрепления. Чтобы прояснить этот вопрос, депутат ТГД Николай Остудин посоветовал чиновникам обратиться в архив АВТОВАЗа, поскольку именно предприятие в свое время строило объект, предполагая, что там же вырастет прибрежный парк с аллеями и площадками для отдыха тольяттинцев. Спорить не приходится — обратиться на автозавод мэрия могла в любое время. Но почему же сам Остудин не предложил лично заняться этим вопросом? Заместитель председателя городской думы, вазовец с 40-летним стажем, генеральный директор вазовской «дочки» ООО «АВТОВАЗ ПРОО» — ему в заводской архив попасть уж точно проще, чем чиновнику даже высокого ранга. А если одному тяжело, на подмогу можно взять руководителя думской фракции «ЕР», советника вице-президента ОАО «АВТОВАЗ» по персоналу и социальной политике Владимира Бокка. В конце концов, оба — депутаты от Автозаводского района, поэтому судьба набережной не может быть для них безразличной. Но нет — ответственную миссию по поиску архивных документов на АВТОВАЗе Николай Остудин брать на себя не стал.

Отдыхающим проход запрещен

Состояние набережной Автозаводского района тем временем не выдерживает никакой критики. Осенью 2015 года специалисты обследовали объект с воды и пришли к выводу: подпорная стенка набережной, если срочно не начать ее ремонт, из-за постоянных подмывов продолжит разрушаться. Но капремонт не начнешь, пока нет проекта. А на проект тоже нужны средства — около 14 млн руб., ведь ремонтировать надо не только саму набережную, но и весь комплекс сооружений, включая волнорезы. Таких денег в бюджете нет. Зато есть вероятность, что в 2016 году асфальт провалится еще в нескольких местах. В общем, выход один: огородить весь пешеходный участок набережной забором и полностью закрыть его для прогулок населения.

Около 16 млн руб. необходимо мэрии, чтобы разработать проекты капитального ремонта двух набережных Автозаводского и Комсомольского районов.

Наша справка

Нашлись умельцы

Летом 2015 года с набережной Комсомольского района неизвестные украли все решетки ливнеприемников, что привело к травматизму отдыхающих. По словам Вадима Ерина, решетки были сварены между собой, так что даже четверо здоровых мужчин вряд ли смогли бы вытащить их и унести. Но умельцы все-таки нашлись.

После того как мэрия обратилась с заявлением в правоохранительные органы, полиция установила двух злоумышленников, которые, орудуя болгарками, распилили решетки ливнеприемников и по частям вывезли их в металлолом. Любопытно, что «работали» предприимчивые ребята у всех на виду, но никто не обратил на это внимания и даже не вызвал полицейских.

Комментарий

Борислав Гринблат, председатель комиссии ТГД по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию:

— По вопросу спасения набережных в Тольятти пора создавать экстренный штаб. Не за горами пляжный сезон, а нам говорят, что в Автозаводском районе на набережной может возникнуть чрезвычайная ситуация! В Комсомольском районе не лучше — тяжелая бетонная лестница «висит» на размытом грунте. Что будет там весной, когда начнет сходить снег и пойдут дожди? Если город не в состоянии сам привести объекты в порядок или договориться, чтобы эту функцию взяли на себя арендаторы участков и землепользователи, можно подумать о заключении концессионных соглашений с заинтересованными представителями бизнеса. Пусть это не принесет бюджету дохода, но предприниматели отремонтируют прибрежные зоны, наведут на них порядок, выполнят благоустройство, и на 20-25 лет город сможет забыть об этой проблеме.

Юлия Романенко, Площадь СВОБОДЫ

проход запрещен

фото: Площадь СВОБОДЫ

фото: из открытых источников