Чебурашка на тольяттинской сцене

девочкак Гена Крокодил чебурашка
фото: Площадь Свободы

Кто говорит, что лето – не время театральных премьер, наверное, просто давно не бывал в МДТ. Молодежный драматический представил своего свежеиспеченного «Чебурашку».
И сделал это театр в такое совершенно летнее пекло, что симпатяге Чебу просто не позавидуешь: с его-то шубкой такие шутки! К тому же, у главного обитателя коробки из-под апельсинов до этой поры – ни паспорта, ни метрики, ни строчки в энциклопедии. Кто ж этот ушастый и жаростойкий симпатяга, и отчего именно он должен был чебурахнуться на голову режиссера – постановщика Олега Толоченко в конце театрального сезона?

Только вот чебурахнулся Ушастый и вовремя, и с приличной перспективой на международный вояж. Едва спектакль по пьесе Э. Успенского и Р. Качанова родился в Тольятти, как его уже стали ждать в Израиле на очередном фестивале «В гостях у сказки». Влиться в международный проект «Лучшие спектакли Европы» – 2015 МДТ сможет с 23 сентября. Крокодил Гена, девочка Галя, ее многопрофильный папа, милейший Чебурашка и песик Тобик со-товарищи предъявят самую что ни на есть советскую классику светлого и образцового счастливого детства в 15 городах земли обетованной. А до той поры спектакль будет работать развлекателем и воспитателем в своем родном городе, выезжая в школьные и дворовые ребячьи коллективы и обрастая поклонниками и поклонницами самых разных лет.

Премьера же на стационарной площадке МДТ была посвящена Дню защиты детей. И от чего бы их ни защищали в наши дни, главный «успенский» постулат о дружбе и взаимопомощи лиц разных зверьковых национальностей в постановке Олега Толоченко остался неизменным и совершенно классическим. Иногда даже до обидного классическим и слегка статуарным.

Зато сам Чебурашка оказался вполне сообразительным и легко обучаемым. Он легко освоил в советском сюжете новые рыночные отношения и умело доставал кирпичи для строящегося прямо на сцене МДТ Дома дружбы (несказочному Тольяттинскому Дому дружбы такого бы доставалу!), потом выбивал «гнутые» гвозди и такие же молотки. Чебурашка перехитрил саму Шапокляк актрисы Инны Галкиной, отправив ее на воздушных шариках… куда подальше.

А ведь сдобрившаяся, было, старушка поверила добрым друзьям Чеба и тому, что разноцветыне шарики ей подарили искренне. Какой уж тут дом дружбы с такими сомнительными педагогическими технологиями?

Лирический автор в исполнениии актера Антона Шабанова и такая же лирически настроенная Галя актрисы Марии Сурковой играли со зрителем в воспоминания, которых у него, зрителя, пока еще нет. И если бы не Олимпиада с ее плюшевым символом, то про доброго и чистого Чеба вряд ли кто вспомнил бы сегодня. Кроме бабушек. Но…бабушек зале практически не было. Так что завовевывать зрителя своей на первый взгляд наивной нездешностью Чебурашке пришлось буквально с нуля. С большим трудом.

Другое дело сплошь отрицательная старуха Шапокляк. Отрицательное притягивает. С этим не поспоришь. Да еще шикарная модница жирафиха по имени Анюта актрисы Христины Шепель так легко вводила больших и маленьких в манкий кураж, что премьерный спектакль вполне можно было бы переименовать в «Анюту». Но классическая версия Толоченко-Успенского справедливо настаивает на «Чебурашке», и нам придется смириться со звездной ролью Анюты во вверенных ей обстоятельствах стройплощадки.

Но я точно знаю: нынешняя погодка сдаст свои жаркие градусы свежим ветеркам, новый спектакль наполнится всеобщим легким и веселым движением. Театральные маски прирастут характерами, а узнаваемые, опорные для сюжета куклы добровольно уступят первенство живым, некукольным персонажам.

девочкак Гена Крокодил чебурашка
фото: Площадь Свободы

Ната Талая, «Город на Волге»