Житье на пенсии «благодаря» инициативам властей становится все больше похожим не на период дожития (так официально называется время после выхода на пенсию), а на борьбу за выживание. Ведь кроме официальной отмены ряда льгот пожилым людям приходится сталкиваться ещё и с «неучтенными правительством Самарской области трудностями». Так, например, для дачников села Березовка проезд на заветные шесть соток в этом году подорожал почти в два раза.

Было 270, стало 500

«Вообще, нас, дачников, добирающихся до своих наделов речным транспортом, мучают давно, – начала свой рассказ читательница «Тольяттинского Навигатора» Майя Сергеевна. – Одно время «омики» перестали причаливать к пристани Нового города, а высаживали нас в Комсомольске, куда мы прибывали часов в девять вечера. Пока доберешься до дома, уже и полночь. После многократных обращений к руководству речпорта и в минтранс Самарской области «омики» вернули и в Автозаводский район.

Потом новая беда – бывший мэр Андреев отменил 19-й троллейбус, маршрут которого проходил по всем трем районам города. Другого муниципального транспорта такой протяженностью больше нет. Есть только 310-я маршрутка, в которую по утрам не сядешь – мест нет. Ну а «омики»-то не ждут, уходят по расписанию.

А в этом году дачный сезон мы встретили с почти двукратным увеличением стоимости проезда. Еще в прошлом году пенсионеры покупали проездной на десять поездок на «омике» за 270 рублей. Теперь за него нужно заплатить полтысячи. Дело ещё и в том, что этих десяти поездок часто не хватает. Например, в мае–июне, когда дачники везут рассаду, сразу-то много не увезешь. Так что приходится покупать билеты по полной стоимости – по 120 рублей. В итоге дорога на дачу обходится нам дорого. Потому многие пенсионеры перестали ездить.

А ведь когда-то стоимость поездки на речном транспорте была 15-20 копеек. Со временем билеты, конечно, дорожали, но постепенно. И вот в один год произошёл скачок почти на 100%! И это в тот момент, когда в стране идет тенденция к обнищанию народа в целом и пенсионеров в частности. Ведь индексации пенсий не соответствуют росту цен (ценники на продукты меняются три раза в неделю), да и ряд льгот отменили…»

Виноватых нет?

Чтобы разобраться в ситуации, «ТН» обратился к руководству речного порта. И вот что рассказала его директор и начальник отдела по пассажирским перевозкам в одном лице Юлия Проценко:

– ОАО «Порт Тольятти» – частная организация, и это нужно понимать. Прошлые годы субсидии от Министерства транспорта позволяли нам держать цены для социально незащищенной группы населения, в том числе пенсионеров. А с этого года наша организация, как и многие другие речные порты по стране, стала работать по тендерной системе, которая исключила получение дотации от профильного министерства. И для того, чтобы хоть как-то сводить концы с концами (ни о какой рентабельности речных перевозок речь не ведется), мы были вынуждены поднять цены на проездные билеты. Отмечу, что данные проездные – это целиком заслуга руководства ОАО «Порт Тольятти», поскольку мы понимаем, что необходимо сохранить социальную направленность данного вида услуг, которым пользуются порядка 300 пенсионеров.

Таким образом, получается, что «виноватых» как бы и нет, а «крайними» стали опять пенсионеры, многие из которых и без того едва-едва сводят концы с концами. Зато чиновники нам радостно рапортуют: продолжительность жизни растет, уровень инфляции снижается, всё делается для пенсионеров! То есть живем и дольше, и веселее. Но почему-то многие люди этого не только не замечают, но еще и говорят о том, что с каждым годом жить им становится все труднее.

Нищета не за углом. Нищета – на пороге!

Так, после високосного 2016 года, когда повышения пенсий не было, а цены на продукты и коммуналку продолжали расти, 2017-й тоже преподнес пенсионерам немало неприятных сюрпризов. Началось с того, что новый закон, касающийся мер социальной поддержки, вступивший в силу с января 2017 года, заменил ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДВ) на компенсацию фактических расходов граждан. В итоге бюджет некоторых пожилых людей снизился на значительную сумму – до 1,5 тыс. рублей. Правда, отладка механизма выплаты и расчета компенсации, традиционно оставленная на потом, постепенно совершенствуется. Так, по крайней мере, заявляют чиновники, наверное, оправдываясь за то, что лишили многих пожилых людей и некоторой суммы денежных средств, и большого количества нервных клеток.

Следующий месяц 2017 года ограничил льготников в числе поездок по социальной карте. Раньше пенсионеры и другие льготники могли не вести счет поездкам на общественном транспорте, с февраля прокатиться по социальной карте стало возможно не более 50 раз. Многочисленные митинги с протестными заявлениями горожан, а также острые публикации в оппозиционных СМИ (в том числе в «Тольяттинском Навигаторе») заставили правительство Самарской области увеличить число поездок до 60.

Кроме этого, льгот на проезд и выплаты ЕДВ лишились работающие пенсионеры, а также федеральное Министерство труда отменило бессрочное право на льготы для инвалидов по профзаболеваниям. Для подтверждения статуса инвалида тем, кто был признан нетрудоспособным бессрочно, необходимо ежегодно доказывать невозможность восстановления утраченной физической способности.

Российские умроты

Наряду с отменой ряда льгот индексация пенсий носила, можно сказать, формальный характер. Ведь для многих надбавки составили совсем незначительные суммы. В феврале размер индексации составил 5,4%, а в апреле – 0,38%.

Правительство объясняет этонезначительным ростом инфляции, то есть тем, что цены в магазинах, надо понимать, уже практически не растут, а то и снижаются. Потому и прожиточный минимум, в том числе для пенсионеров, особенно не меняется. Так, на первый квартал 2017 года для пенсионеров Самарской области прожиточный минимум составил 7722 руб. (федеральный – 8000 руб.), в четвертом квартале 2016-го был 7667 руб., в третьем – 7750, а во втором квартале прошлого года – 7751 руб.

Однако в прожиточный минимум наверняка не были включены и рост цен на билеты для березовских дачников, и нововведения в мерах соцподдержки, и лимит на льготный проезд в общественном транспорте. Вот и получается, что чиновники заявляют, что жить становится и лучше, и веселее, а люди говорят о массовом обнищании.

Комментарий

Надежда Макарчук, руководитель тольяттинского филиала общественной организации «Дети войны»:

– Всё, что происходит сейчас с нашими пенсионерами, кроме как издевательством и не назовёшь. Такое ощущение, что именно их – старшее поколение, руками которых было построено всё то, что находится вокруг нас: дома, заводы, мосты – что всех этих людей власть решила «пустить под откос». Действительно, власти они больше не нужны.

Отработанный материал. Чиновники интересуются только собой – своими доходами, льготами, преференциями. А пенсионеров они презрительно называют «дармоедами», как будто все эти люди не отчисляли в Пенсионный фонд, в эту чиновничью кормушку, деньги десятки лет! Дошли до того, что чиновники обвиняют пенсионеров в том, что те работают: мол, пенсионеры отнимают рабочие места у молодёжи! Вы представляете, какая это дичь и до чего мы дожили? Речной порт был построен руками советского народа! И все эти слюнявые россказни про «частные компании» и их финансовые проблемы – именно слюнявые россказни и есть. Эти так называемые коммерсанты прибрали к рукам народное достояние, а теперь рассуждают, как им невыгодно возить за реку тех, кто это народное достояние создал. Как говорили в старину: креста на них нет!

Игорь Мухин, «Тольяттинский навигатор»

омик плывает на другой берег Волги

фото: ТН

Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 16 (441), 15 июня 2017 года
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07