Почему Чемезов и Гон покинули совет директоров?

Не удивлюсь, если ВАЗ сейчас является наиболее часто упоминаемым в СМИ российским предприятием. Еженедельно мелькают десятки новостей, которыми интересуются как те, кто желает заводу скорейшего выздоровления, так и недруги, мечтающие о смерти отечественного автопрома. Порассуждать действительно есть о чем: пока рабочие клянут руководство за низкую зарплату (ее, правда, с июля поднимают на 6 процентов) и плохие условия труда (недавно во время дождя затопило несколько цехов), солидные дядьки в Москве, Париже и вазовской высотке строят планы и подсчитывают убытки.

На ежегодном собрании акционеров компании ВАЗа президент Николя Мор сказал, что в текущем году на российском рынке будет реализовано 250 тысяч автомобилей под брендом «Лада», что на 7,1 процента меньше, чем в 2015-м. По его словам, несмотря на сокращение продаж, доля компании на рынке должна вырасти, а цель на 2016 год – достичь  уровня 20 процентов. Тем временем министр труда и соцзащиты России Максим Топилин заявил, что ситуация на ВАЗе стабилизируется. Руководство автогиганта к середине августа планирует запустить полный производственный цикл и выйти на пятидневную рабочую неделю, что позволит избежать дальнейших сокращений.

Главной же новостью последних дней стало то, что совет директоров предприятия покинули его боссы – гендиректор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов и глава альянса «Рено-Ниссан» Карлос Гон, а также такие личности, как Бу Андерссон, Владимир Артяков, Жан-Кристоф Кюглер. Их места займут Владимир Аветисян из «Роснано», вице-президент ВАЗа по внешним связям и взаимодействию с акционерами Эдуард Вайно, старший вице-президент «Рено» Дени Левот (он же руководитель евразийского отделения), президент ВАЗа Николя Мор и исполнительный вице-президент «Рено» Стефан Мюллер.

Председателем совета стал заместитель гендиректора «Ростеха» Сергей Скворцов, а его замом – Дени Левот, так что можно говорить о том, что первые лица компании ушли в тень, поставив вместо себя доверенных лиц. Неужели чувствуют неладное?

– Ну мы же с вами писали в «Вольном городе», что им обоим пора уходить. Вот они, видимо, прочитали и прислушались, – прокомментировал эту новость ветеран ВАЗа Юрий Целиков, с которым мы созвонились вчера. – «Вовремя смыться» – это ведь большое искусство. Наверняка оба понимают, что в ближайшие два года погасить долги завода, превышающие 100 миллиардов рублей, не удастся. Вот и решили вывести свои фамилии из-под прямого удара, тем более что отсутствие первых лиц в совете директоров не скажется негативно на работе предприятия. Они ведь не работали, а только констатировали факты и получали деньги.

В ходе беседы Юрий Кузьмич также рассказал о том, что на днях он вместе с группой ветеранов встретился с Николя Мором:

– Положение на заводе тревожное, перспективы туманные, так что такие встречи должны проходить часто. Что ж, главное, что начало положено, причем уже можно похвалиться первыми результатами. Наши доводы смогли убедить президента ВАЗа в том, что нельзя переносить производство внедорожника (модель 4х4) из 62-го в главный корпус. Проект приказа уже был подготовлен, однако Мор сомневался относительно целесообразности. Ветераны (и в первую очередь создатель «Нивы» Петр Прусов) объяснили, что это решение чревато серьезными затратами. Он, на удивление быстро согласившись с нами, сказал, что подписывать приказ не будет.

А вообще, руководитель завода настроен оптимистично. Он считает, что за полтора-два года ВАЗ должен выбраться из долговой ямы (ведущие акционеры обещали помочь с этой проблемой) и увеличить объемы производства, параллельно улучшая качество и постепенно возвращаясь в свою ценовую нишу. Сказал, что сожалеет о том, что в свое время бренд «Нива» продали совместному предприятию «Джи-Эм АВТОВАЗ», а еще о том, что традиционный бело-синий фирменный стиль завода был заменен на серый.

– Какое впечатление произвел на вас Николя Мор? – спрашиваю у Кузьмича.

– Человек он несуетливый, некрикливый, с холодным рассудком. Он, кстати, внимательно выслушал мой рассказ о том, какой бардак творится на заводе в системе закупок, а также о непростых взаимоотношениях с дилерами, которые вносят предоплату, но не могут получить заказанные машины. Все доказательства мы президенту ВАЗа передали, попросив разобраться с внутрикорпоративной коррупцией. Он записывал и сказал, что обязательно вмешается.

Еще Юрий Целиков рассказал о том, как на недавней тусовке единороссов «открыл глаза» Николаю Меркушкину:

– Он, как обычно, стал размышлять о подъеме автопрома и растущей доле ВАЗа. Я прямо сказал, что цифры это лукавые. Убытки растут, и не надо убаюкивать внимание к проблемам завода. Предложил губернатору съездить в Ульяновск и убедиться в том, что, внедрив у себя систему продаж автомобилей для своих работников (50 на 50 процентов и 30 на 70), УАЗ за два кризисных года увеличил долю на рынке в два раза. Самое интересное, что систему эту разработали на ВАЗе, однако сейчас ее фактически не используют.

– Не обиделся на вас Меркушкин? – интересуюсь.

– Нет, он внимательно выслушал и предложил встретиться отдельно. Кстати, мероприятие было посвящено выдвижению на выборы в Госдуму депутата-единоросса от ВАЗа, мастера цеха Владимира Держака. Я подошел к кандидату и прямо спросил: «Вы хоть раз в жизни принимали участие в подготовке законопроектов?» Он ответил отрицательно, и тогда я снова спросил: «А зачем тогда идете в законодательное собрание? Вы же специалист в наладке и ремонте». Видимо, хотят сделать, как при СССР, чтобы от каждого крупного завода в парламенте было по одному представителю. Такие пиар-акции в духе Меркушкина.

В продолжение темы автопрома предлагаем нашим читателям ознакомиться с составленной нами на этой неделе таблицей цен на наиболее популярные и доступные автомобили. Мы выбрали модели, минимальная стоимость которых (в самой скромной комплектации) не превышает 600 тысяч рублей, причем многим наверняка будет интересно сравнить нынешние цены с теми, которые были ровно год назад. Стоит отметить, что с того времени в таблице произошли определенные изменения. К примеру, в нынешний список не попали популярные «УАЗ Хантер» (от 609 тысяч), «Ниссан Алмера» (от 611), «Рено Дастер» (от 629-и) и «Ларгус кросс» (от 654). Зато появились новинки – «Веста» и «Икс Рей», с трудом, но выдерживающие конкуренцию с «КИА», «Хендэ» и «Фольксвагеном».

Не можем не сказать и про самый дорогой автомобиль вазовского семейства. Это гоночная «Калина NFR», выпускаемая на дочернем предприятии «Лада Спорт». Машина, конечно, классная, однако цена на официальном сайте ВАЗа немного шокирует – 850 тысяч рублей. Впрочем, выпускается модель маленькими партиями, а штучный покупатель, как известно, найдется на любой товар.

Стоит также отметить, что, несмотря на приличную (по меркам отечественного автопрома) стоимость, продолжают пользоваться популярностью «Веста» и «Икс Рей». Согласно исследованию, проведенному аналитиками «Автостата», лучше всего эти модели продаются в Самарской области, Татарстане, Башкортостане и Пермском крае. Москвичи и питерцы пока предпочитают иномарки, однако вазовские новинки уже начали мелькать и на столичных дорогах.

Тимур Калинин, «Вольный город», №25 (1102) 01.07.16

конвейер АвтоВАЗ

фото: Площадь Свободы

фото: из открытых источников