Библиотека АвтоВАЗа: уничтожить нельзя сохранить

На АвтоВАЗе ликвидирована старейшая научно-техническая библиотека, выяснили «Известия». Она содержала крупнейший в СССР и России архив документов и научных трудов об отечественном автомобилестроении. Книгохранилище содержало уникальные исторические материалы о первых заграничных командировках основателей ВАЗа, техническую периодику и научные работы производственников и технологов автогиганта.

По некоторым данным, часть фондов выкинули на свалку, часть разобрали себе рабочие, некоторые книги пока еще не успели переместить. Причем АвтоВАЗ не стал передавать в центральную библиотеку Тольятти (Библиотека Автограда) свои фонды, несмотря на просьбу последнего. Кроме прикладных нужд библиотека являлась уникальным носителем информации о развитии научной и инженерной мысли советских и российских автомобилестроителей.

Библиотека АвтоВАЗа, насчитывавшая 600 тыс. единиц хранения, перестала существовать после решения нового руководства завода об оптимизации затрат. Приказов и письменных указаний о закрытии библиотеки не было, но устные требования были, сообщил «Известиям» источник в компании. Собеседник отметил, что решение о закрытии библиотеки было принято еще в начале 2014 г. «Центральная библиотека ВАЗа разрешала сотрудникам откладывать стопочки и надписывать на ярлычке фамилии. Они думали, что поступит указание списать фонд и тогда книги разрешат забрать сотрудникам. Но их (библиотекарей) сократили раньше. Фонд вывезли на свалку. По слухам — сожгли. Достоверных данных просто так не найти», — сообщил источник.

По его словам, ликвидированы еще две другие научные библиотеки АвтоВАЗа, более мелкие: при научно-техническом центре (инженерный филиал, находится вне территории завода) и в корпоративном университете АвтоВАЗа. Сокращены 6–7 библиотекарей.

В ответ на официальный запрос «Известий» в пресс-службе подтвердили закрытие библиотек. «В связи с изменением организационной структуры ОАО «АвтоВАЗ», а также возможностью для сотрудников завода при производственной необходимости доступа к информационным ресурсам в сети интернет, в компании было принято решение о закрытии данных библиотек. Для упрощения процедуры доступа к специализированной информации библиотечные  фонды передаются в подразделения компании», — сообщили в дирекции по связям с общественностью АвтоВАЗа.

Центральная научно-техническая библиотека АвтоВАЗа была создана по приказу Виктора Полякова (первый директор ВАЗа) еще в 1969 г., то есть на второй год с начала строительства автогиганта.

«Меня больше всего задели архивы отдела рекламы. Там были замечательные образцы, связанные с продвижением продукции в СССР, и фотоснимки», — говорит Юрий Целиков, экс-глава Международной ассоциации дилеров «АвтоВАЗа». Хранение также включало всю технологическую документацию производства, некоторые изобретения заводчан, патенты, всевозможные справочники, в том числе по иностранным маркам; учебную литературу, книги по автомобилестроению и машиностроению; очень большое количество материалов по экономике предприятия. В фондах периодических поступлений содержались как советские, а позже российские, так и иностранные инженерные журналы.

«К примеру, управление лабораторно-исследовательскими работами заказывало у нас не только книги, но и много периодики и реферативные журналы, — вспоминает бывший библиограф вазовской библиотеки Ирина Давыдкина. — Были и уникальные издания, касающиеся технологий производства, которые теперь нигде не найдешь».

«Мое мнение — идет политика уничтожения технического потенциала АвтоВАЗа. Завод с многолетней историей превращается в простую сборочную площадку», — считает автор многих книг об истории АвтоВАЗа Анатолий Шаврин. «Стирают память о заводе», — соглашается Целиков.

сжигают несколько книг

фото: nnm.me

фото: из открытых источников