На очередном заседании городской думы обсуждали кризис и безработицу. Повлиять на ситуацию депутаты, конечно, не в состоянии, однако, пользуясь статусом народных избранников, они вправе давать оценку происходящему и призывать чиновников к активным действиям. Этим, собственно, и занимались на протяжении целого часа.

– Количество официальных безработных – 9 848 человек (каждый четвертый был уволен по сокращению штатов), то есть уже на следующей неделе мы пересечем символическую отметку, – сказал директор городского центра занятости Владимир Багаев. – Количество вакансий на сегодняшний день – 4 402, трудоустроено с начала года 1 706 человек. Напряженность достаточно велика, ведь на одну имеющуюся вакансию претендуют 2,5 человека. В режиме неполного рабочего времени заняты 44 тысячи 577 сотрудников 45 городских предприятий, основное из которых – АВТОВАЗ (40 тысяч 233 человека).

В простое по вине администрации находятся 1 386 человек, больше половины из них – работники «АвтоВАЗагрегата». Кроме того, с апреля планируется введение режима неполной занятости на таких предприятиях, как «ВАЗинтерсервис» (785 человек) и «Детальстройконструкция» (397). С начала года на городских предприятиях было сокращено 2 004 человека (в основном на «АвтоВАЗагрегате» – 582 и АВТОВАЗе – 459), что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Унылый доклад Багаева попыталась как-то скрасить Марина Братанова, представляющая областное министерство социально-демографической и семейной политики. Она рассказала о том, какие субсидии могут получить сокращенные, упомянув про 10 тысяч рублей из резервного фонда губернатора, на которые могут претендовать в первую очередь работники дочерних предприятий «АвтоВАЗагрегата», которым в последнюю очередь начнут гасить долги по зарплате. По ее словам, 87 человек эти деньги уже получили.

– Следует понимать, что безработных в городе на самом деле больше, поскольку некоторые на учет не становятся, а ищут вакансии иным способом, – отметил спикер Дмитрий Микель. –  Ситуация непростая, но катастрофической не является, тем более что контролируют ее федеральные власти. Уже известно, что комиссия Минэкономразвития приняла решение о создании в Тольятти территории опережающего развития. Рассчитываем, что новый статус повысит инвестиционную привлекательность, поможет созданию новых предприятий. Особую экономическую зону мы также рассматриваем как источник привлечения трудовых ресурсов.

Чтобы развить последнюю мысль, слово предоставили гендиректору особой экономической зоны Алексею Пахоменко, который сказал, что пока рабочих мест там создано около 2,5 тысячи, правда, большинство людей занято на строительстве объектов. Если же говорить о тех, кто трудится на уже открывшихся предприятиях и в системе управления зоны, то таковых 402 человека. Мягко говоря, негусто, тем более с учетом того, что про ОЭЗ нам твердят уже на протяжении 6-7 лет.

– Строители-то хоть местные? – поинтересовался у Пахоменко кто-то из депутатов.

– Сейчас уже да. Вторую очередь строит самарская компания.

Понимая, что эффекта, который даст особая экономическая зона, ждать еще долго, депутаты начали задавать насущные вопросы, часть из которых касалась выплат долгов по зарплате работникам «АвтоВАЗагрегата» и его дочерних предприятий. К примеру, Максим Гусейнов спросил у представительницы прокуратуры, есть ли понимание того, когда все деньги дойдут до получателей. Она ответила, что процесс контролируется, однако точной даты нет.

– А как быть с работниками организации «СтавропольСтройСервис» (бывший «Автозаводстрой»), перед которыми также имеются серьезные долги по зарплате? – прозвучал следующий вопрос. – Они даже написали открытое письмо губернатору.

– Мы начали анализировать эту ситуацию, – сказала Марина Братанова. – Связались с предприятием, чтобы нам направили списки работников, которых будем обзванивать.

– Как же так? Люди с июня зарплату не получают, а работать по ним только начали…, – с негодованием произнес один из депутатов, на что чиновница ответила:

– Наши действия носят заявительный характер.

Также депутаты обратили внимание, что в таких микрорайонах, как Шлюзовой и Поволжский, ситуация с работой вдвойне напряженная и это надо учитывать при реализации проекта территории опережающего развития. Впрочем, говорить о чем-то конкретном здесь можно будет лишь через несколько лет, поскольку ТОР в нашем понимании – это пока что-то весьма далекое, вряд ли способное уже сейчас справиться с кризисом в Тольятти.

Естественно, говорили и о Волжском автозаводе, тем более что пообщаться с народными избранниками пришел и.о. начальника заводского управления кадров Владимир Шкунов. Он сообщил, что всего на предприятии около 43 тысяч работников, из которых «лишними» (вернее, незадействованными на основном производстве) являются 2,5 тысячи. Пока их загружают какими-то другими работами, однако можно предположить, что сокращения продолжатся, хотя об этом вазовский гость не сказал.

Андрей Липов, «Вольный город», №11 (1088) 25.03.2016

человек ищет работу

фото "P.S."

фото: из открытых источников