Без праздников и выходных

Новости Тольятти augustnews.ru

За 13 лет Андрей Дербенев прошел путь от спасателя до руководителя службы.

Официально его должность сегодня называется «директор МКУ «Центр гражданской защиты», а началась его карьера с незабываемой экспедиции в Керченский пролив, организованной известным тольяттинским кораблестроителем, знатоком военной истории, энтузиастом подводного плавания Александром Елкиным. Водная стихия захватила Андрея настолько, что он купил гидрокостюм, стал активно нырять, а потом познакомился с основателем Тольяттинской службы спасения Владимиром Черкашиным, который в 2003 году пригласил его на работу.

«Крылья сложили палатки»

Служба спасения тогда активно формировалась, существовал поисково-спасательный отряд № 1, спасатели между собой называли его «Сухопутка» и хотели что-то подобное организовать на воде. Собрали группу в четыре человека. Из всего снаряжения — одна надувная лодка с мотором, УАЗик и пейджеры — были такие средства связи в 90-е годы, когда сотовая связь еще не стала такой доступной. Вызовы в основном были связаны с рыбаками. Упомянутая четверка спасателей, обученных водолазному делу, сначала искала рыбаков несколько часов, потом с помощью носилок доставляла на берег. Ну а кроме поиска рыбаков надо было предотвращать гибель купальщиков. Для этого с 2003 по 2006 год спасатели закрепились на городских пляжах, начали с Итальянского.

Поскольку начинали с нуля, условия службы были самыми походными. На территории Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), в яхт-клубе «Дружба» ребята поставили палатки, в которых практически жили. Как пояснил Андрей Дербенев, главная задача — постоянное патрулирование буйковой зоны на пляже. Даже смена личного состава происходит на другой лодке, чтобы не покидать территорию.

Результат дневных дежурств последовал сразу же. На воде за сезон от 15 до 25 человек были реально спасены. Когда появились результаты, в службе стали увеличивать число спасателей, и сегодня на акватории работает отряд из 30 человек. В их зоне ответственности не только пляжи находятся, но и набережные, места несанкционированного купания: озеро рядом с третьим АТП, акватория Волжского замка. В арсенале спасателей сегодня пять катеров, три надувных лодки, «Форд» — передвижной водолазный пост со всем необходимым оборудованием. Кончилась романтика, как в старой песне: «Крылья сложили палатки, их кончен полет». Зато возможности службы выросли, техническое оснащение улучшилось.

Тест на «амебность»

Поздравив Андрея Дербенева с недавним назначением, спросила про роль карьеры в жизни мужчины.

— Могу ответить, опираясь только на свой личный опыт: никогда нельзя останавливаться. Остановился — обязательно придет кто-нибудь лучше тебя, и место займут. И это правильно! Развитие должно быть постоянным, иначе случится застой. Какой же ты спасатель людей, если стоишь на месте?

— Какого человека никогда не примете на работу в службу спасения?

— Никого и никогда не берем по блату. Человек заполняет анкету, потом проходит собеседование, работает два-три месяца с каждой сменой (их четыре). И потом все могут высказаться — берем или не берем. Так как наша работа связана с риском, нужно доверять друг к другу. Уверена смена в человеке, значит, берет его именно к себе. А еще есть у нас тест на «амебность». Приходит человек, ему все популярно объясняют: через два месяца будешь сдавать зачет, возьми учебник. И больше ему ни о чем не напоминают. Если через два месяца на зачете человек не может ответить на элементарные вопросы из учебника, мы его не возьмем. Нет у нас времени пинать своего товарища — во время вызова все силы направляем на помощь пострадавшему.

Был у нас случай: человек стажировался два месяца, но с покойниками ему работать не довелось. А тут парни достали утопленника, которого надо было перетащить на 10 метров, новичок не смог.

Собеседник отметил, что праздников у спасателей нет, как и выходных. Есть жесткий график — сутки на трое. Не трогают только в отпуске. А так из города спасатели уезжать не имеют права, за 40 минут должны собраться и приехать в случае какого-то происшествия.

Нашли благодаря… ветру

По мнению Андрея Дербенева, в 80% всех отработанных спасателями неприятностях виноваты сами пострадавшие. Лишь 20 % людей попадают, что называется, в «роковые» обстоятельства. Недавно два экипажа искали двух рыбаков. Они утром ушли ловить рыбу, а днем вернуться не смогли — началась пурга. Ни компаса с собой бедолаги не взяли, ни GPS-навигатора. Хорошо, что одеты были тепло, имели сотовую связь. Операция по их поиску продолжалась два часа. Приблизительное место рыбаки, конечно, спасателям указали, но из-за снегопада была минимальная видимость в округе. И нашли их благодаря смекалке.

Спасатели вышли на береговую линию, определили: дует южный ветер. Чтобы рыбаки шли в нужном направлении, ветер должен был дуть им в спину. После инструкций специалистов товарищи были спасены. И здесь возникает простой вопрос: почему рыбаки не посмотрели прогноз погоды? Мало того, за сутки спасатели на все сотовые телефоны дают SMS о штурмовом предупреждении. Как можно было игнорировать элементарные правила безопасности — вопрос риторический.

Комментируя ЧП, Андрей Дербенев признался: у него всегда есть с собой компас (если на акватории) и нож. Если едет на дальнее расстояние, берет с собой туристскую плитку, баллон с тремя баллонами газа. Зачем? Дело в том, что собеседник любит ездить по ночам; пока трасса свободная, рассчитывать можно только на себя. Сломался, например, мотор в дороге, можно включить туристскую плитку, одного баллона с газом хватает на четыре часа. Некоторым покажется смешным, но вспомните про Оренбург, когда люди замерзали в машинах из-за отсутствия бензина.

Шойгу одобрил «Первый удар»

Тольяттинский завод ВИС-АВТО производит пожарно-спасательные пикапы ВИС-2946 и ВИС-29461. Автомобили, сделанные на базе «Нивы», называются «Первый удар». Тольяттинские спасатели не только работают на них, они участвовали в проектировании пикапов совместно с инженерами. Пикап оснащен встроенной в фургон выдвижной лестницей, с помощью которой и производятся аварийно-спасательные работы и тушение пожаров. В будке много специального оборудования, дыхательные аппараты и все необходимое для оказания первой медицинской помощи. Автомобили ВИС-2946 и ВИС-29461 лично отмечены министром ЧС Сергеем Шойгу на выставках «Комплексная безопасность» в Москве, на форуме в Краснодарском крае.

Справка

Служба спасения была организована благодаря Сергею Жилкину, Николаю Уткину, Николаю Ренцу и Владимиру Черкашину. За время существования службы спасения Тольятти отработан 44251 вызов, спасено 1172 человека.

Цитата

В 80% всех отработанных спасателями неприятностях виноваты, как правило, сами пострадавшие.

Данные:

Андрей Дербенев в тольяттинской службе спасения работает с 2003 года.

Хобби — подводная археология.

Планирует организовать информационный центр «Безопасный Тольятти».

Ольга Пимантьева, Площадь СВОБОДЫ

фото: Площадь СВОБОДЫ