АвтоВАЗ: статья вышла за несколько дней до митинга

Новости Тольятти augustnews.ru

Автопром переживает самый худший год после финансового кризиса 2009 года. Снижение уровня продаж на авторынке России ударило по всем автозаводам страны. Автопроизводители вынуждены сокращать объемы производства, оптимизировать затраты, снижать численность персонала и «замораживать» зарплаты. Но именно в это трудное время работники предприятий по-настоящему начинают ценить то, что раньше воспринималось как само собой разумеющееся. Например, рабочие АВТОВАЗа, сравнивая предоставляемые льготы и гарантии на других предприятиях, уже по-другому оценивают свой социальный пакет. В чем же его особенность?

Социальный пакет на АВТОВАЗе формировался десятилетиями и надо сказать, что он уже не раз помогал коллективу предприятия пережить трудные времена. Его особенность заключается, прежде всего, в том, что каждый пункт обязательств закрепленных в коллективном договоре предприятия, просчитан до копейки. Состав и объем финансирования социальных программ, реализуемых на АВТОВАЗе, определяется ежегодно, исходя из разработанного и утвержденного бюджета. В целом бюджетное финансирование социальных льгот и гарантий, предоставляемых работникам АВТОВАЗа в 2014 году, по сравнению с прошлым годом увеличено на 22% (факт 2013 – 1,632 млрд. руб., план 2014 – 1,992 млрд. руб.).

Коллективный договор АВТОВАЗа признается одним из лучших, как среди предприятий Самарской области, так и в автомобилестроительном комплексе России. Начнем с того, что вазовцы получают исключительно «белую» зарплату, при этом они давным-давно забыли про её задержки, которые всё еще случаются на предприятиях российского автопрома. Средняя зарплата на АВТОВАЗе за первое полугодие 2014 года составила 26 410 рублей. Ее уровень сопоставим с большинством автосборочных предприятий нашей страны и выше средней зарплаты по области. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, средняя заработная плата в регионе в первом полугодии 2014 года составила 26 101,2 руб. Что касается средней зарплаты на автосборочных предприятиях в регионах то, к примеру, в Нефтекамске на “НефАЗе”, где выпускаются автобусы, она составляет 22 303 рублей, на ИжАВТО – 24 740, на ГАЗе – 25 830, на Бpянском автомобильном заводе – 26 202 рубля.

Также на АВТОВАЗе уделяется постоянное внимание улучшению условий труда. Все работники обеспечиваются функциональной и качественной специальной одеждой и обувью. Под постоянным контролем – обеспечение питьевой водой на всех рабочих местах, соблюдение необходимых санитарно-гигиенических и бытовых условий на рабочих местах. Президент АВТОВАЗа Бу Андерссон уделяет этому вопросу особое внимание: «Наш приоритет – улучшить условия труда для всех рабочих». И по мере своих финансовых возможностей компания направляет средства на эти цели. В частности, в этом году была дополнительно утверждена программа ремонта столовых и санитарно-бытовых помещений – в объёме 800 млн. рублей, которая рассчитана на два года.

Работники АВТОВАЗа имеют возможность получать качественное горячее питание в столовых на территории предприятия. При этом вазовцы, согласно условиям колдоговора, оплачивают только 34% от стоимости обеда путем удержаний через расчетку. А с 1 октября 2014г. все работающие в ночную смену питаются бесплатно – по решению президента компании установлена дотация на питание в размере 100% на действующую стоимость талона в 100 рублей.

Еще один безусловный «плюс» – хорошо организованная доставка вазовцев на работу и обратно. Перевозку заводчан с работы и на работу, согласно заключенным договорам, осуществляют муниципальные транспортные предприятия. Заказ автобусов стоит немалых денег (около 600 млн. рублей в год), но это – один из пунктов коллективного договора и АВТОВАЗ его выполняет.

Всем работникам автозавода предоставляется бесплатное медицинское обслуживание в Федеральном медико-биологическом агентстве РФ (ФМБА России). А для расширения количества медицинских услуг и повышения их качества работникам дается право приобрести полис добровольного медицинского страхования (ДМС) при долевом участии предприятия. Вазовец, имеющий полис ДМС, может получить лечение в медицинском учреждении, а также воспользоваться услугами по стоматологии. В вазовский соцпакет входит и страховка, столь необходимая в нашей нестабильной жизни. Все работники завода застрахованы на сумму 100 тыс. руб. от несчастного случая и получения травмы на производстве.

Согласно условиям колдоговора, раз в два года каждый работник может приобрести на предприятии путевку на отдых и лечение по льготной цене за 10% на местные турбазы и за 30% в санатории на территории России. За 8 месяцев текущего года такой возможностью воспользовались 8 867 заводчан.

В коллективном договоре АВТОВАЗа также содержатся пункты, расширяющие действующее законодательство РФ в части предоставления дополнительных прав, социальных льгот и гарантий работникам. Например, размер повышенной оплаты за работу в вечернее и ночное время. По коллективному договору АВТОВАЗа надбавка за работу в вечернее время составляет 20%, в ночное время – 40%. По трудовому кодексу РФ надбавка осуществляется только в ночное время в размере 20%.

Есть в кол.договоре АВТОВАЗа пункты и обязательства, которых вообще нет в законодательстве. Это дополнительный, оплачиваемый 10-ти недельный дородовый отпуск для женщин, дополнительная выплата работницам завода, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет и многое другое.

В целом, объективно анализируя коллективный договор, действующий на крупнейшем отечественном автопредприятии, можно сделать вывод: пакет социальных льгот и гарантий, предоставляемый АВТОВАЗом своим работникам, достаточно объемный, что позволяет сохранять уровень социального партнерства на высоком уровне.

Иван Михайлов

P.S. В некоторых изданиях статья вышла под пометкой “на правах рекламы”…