АвтоВАЗ: казнить нельзя помиловать

Оптимистичный взгляд на убытки АвтоВАЗа (заметки с годового собрания акционеров ОАО АвтоВАЗ).

Годовое общее собрание акционеров ОАО” АВТОВАЗ”, которое прошло 25 июня в конференц-зале вазовской высотки, длилось (включая перерыв 50 минут на подсчет голосов) 2 часа 15 минут. С конвейерной точностью и ритмом собрание провел вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами ОАО “АВТОВАЗ” Вайно Эдуард Карлович. В президиуме собрания красиво смотрелись четыре руководящих персоны. Два начальника русскоговорящих (Чемезов С.В. и Вайно Э.К.) и два иноговорящих (Карлос Гон и Бу Андерссон). Всем сидящим в зале выдали наушники и обеспечили синхронный перевод выступлений иностранцев, а выступления звучали весьма оптимистично. Председатель совета директоров Карлос Гон сообщил, что несмотря на то, что по итогам 2014 года АВТОВАЗ получил убытки в размере 25 млрд 411 млн рублей и не вышел на запланированную производственную мощность, производственная программа идет полным ходом. Руководство компании во главе с Бу Андерссоном смогло повысить ключевые показатели, включая качество комплектующих и продукции, а также эффективность производства в целом. Просмотрев отчеты бухгалтерии завода, можно действительно заметить показатели роста, но в основном росли убытки и росла текучесть кадров. По отчетам росла и средняя зарплата, которая на 31 декабря 2014 года составила 28271 руб. Конечно, перечислять все цифры снижений и увеличений показателей деятельности завода в краткой заметке невозможно, отмечу только, что уверенности в лучшем будущем добавил маленький штрих в организации собрания. Впервые за посткаданниковский период всем акционерам, пришедшим на собрание, вручили сувениры и обеспечили бесплатный “микро-шведский стол” (чай, кофе со сливками, пирожки и бутербродики). Вручили и годовой отчет, в котором как раз и изложены все оптимистические мысли вновь избранного совета директоров.

Намечены меры по сокращению расходов на энергоносители, на ремонт и содержание производства, на маркетинг, на логистику, на оплату сверхурочных работ. Будут сокращать объем и незавершенного производства. Продолжится сокращение и числа руководителей, специалистов и служащих (хотя тут уже подошли к опасной черте). Впервые за последние годы при голосовании за избрание членов совета директоров отдал свои голоса не за вазовского профсоюзного лидера (что делал всегда кумулятивным голосованием), а за “вредного”, но “роботоподобного” президента АВТОВАЗа Бу Инге Андерссона. Реальная ситуация в стране диктует свои законы. Общее падение экономики и авторынка в России подкосило не только наш завод, но и всех поставщиков комплектующих. Пока наше предприятие сидит на мели, но остается единственным в стране мультибрендовым автопроизводителем (4 бренда выпускаем – “Лада”, “Рено”, “Ниссан” и “Датсун”) и главное – пока работающим предприятием… Почему так проголосовал, поясню эпиграммой:

Начальство верно ВАЗу служит.
Заводу шибко повезло.
Ведь все могло намного хуже,
Еще хреновей быть могло.

А вот за профсоюзного лидера буду голосовать только тогда, когда он покажет зубы Бу Андерссону при защите увольняемых специалистов, среди которых есть ценные кадры, которым надо создать условия хотя бы для передачи своего опыта перед уходом с завода. Надо же скорректировать условия “оптимизации” численности специалистов ВАЗа. Теряем не только опыт и знания, но и уважение к защитникам трудящихся. В годовом отчете есть такие цифры: среднесписочная численность работников АВТОВАЗа в 2014 году составила 58 023 человека, а в 2013 году численность была 66 728 человек. Текучесть кадров 20,7%. Не все благополучно (хотя оптимистично) в нашем “японо-русско-франко-шведском” королевстве… Хотя мы и остаемся пока лидером отечественного автопрома и стремимся к 2020 году достичь продаж автомобилей под брендом “ЛАДА” в объеме 1 млн и снова занять долю на рынке 20%. Что ж, БУдем посмотреть… если Бу Андерссон не дрогнет!

Юрий Целиков, член Совета ветеранов ОАО «АВТОВАЗ»

высотка АвтоВАЗ завод

фото: lada-engine.ru

«Город на Волге»

фото: из открытых источников